Бесстрашный воздушный боец Печать
Автор: Встреча   
30.04.2020 07:08

Продолжение. Начало в №16 от 23.04.2020 г.

Сквозь огненное кольцо

(Из воспоминаний В.И. Стрельченко)

В 1941-1942 г. наш 135-й авиаполк, где я служил, принимал участие в тяжелых оборонительных боях на Днепре за города Гомель, Могилев, Жлобин, наносил бомбовые удары по противнику под Харьковом, Москвой, Воронежем, Сталинградом.

 

Из представления на награждение В.И. Стрельченко орденом Красного Знамени

Сержант Стрельченко в борьбе с германским фашизмом показывает образцы отваги и геройства. 25 августа, получив задание идти звеном на бомбардировку скопления войск противника, при плохой видимости и низкой высоте, он с этим заданием справился и выполнил его успешно. Сбросив все бомбы точно по цели и уничтожив три танка и пять автомашин пехоты, стал возвращаться на свой аэродром. По пути его звено встретили истребители противника. Вступив с ними в бой, тов. Стрельченко умелым маневром дал возможность своему летнабу вести прицельный огонь. В результате этого боя был сбит один Ме-109. Отбив все атаки, тов. Стрельченко благополучно привел все звено на свой аэродром.

За период с 5 июля по 1 октября 1941 года им сделано 45 боевых вылетов. После 20 августа 1941 года сделано 25 боевых вылетов, из них 12 вылетов в разведку. За период военных действий его звено не имеет ни одной аварии и отказа мат.части. Все задания выполняет отлично. За проявленное мужество и героизм представляем тов. Стрельченко к правительственной награде - ордену Красного Знамени.

Командир 135 авиаполка капитан Корзинников, начальник штаба 135 авиаполка капитан Рудык, военком 135 авиаполка ст. политрук Шелостенко, 5 декабря 1941 года

Летом 1942 года разгорелись жаркие бои в излучине Дона. Немецко-фашистские войска рвались к волжской твердыне - Сталинграду. Большую роль в этом сражении сыграла наша авиация. Несмотря на численное превосходство врага, советские летчики наносили мощные удары по наземным целям, ведя тяжелые воздушные бои.

В одном разведывательном полете летчики обнаружили большое скопление немецкой техники в районе г. Калача. Группе в составе 12 самолетов бомбардировщиков под прикрытием четырех истребителей была поставлена задача нанести бомбовый удар и уничтожить танки и технику противника в месте ее сосредоточения.

Полет проходил в сложной обстановке, на подходе к Дону группу атаковали немецкие истребители. Ведя тяжелый оборонительный бой, мы продолжали полет к цели. Когда пересекали линию фронта, нас встретил ураганный огонь зенитной артиллерии, снаряды рвались совсем рядом, в кабине пахло гарью, моторы захлебывались от разрывных волн, казалось, развязка близка. Но нервы наших летчиков оказались крепкими, организованный огонь стрелков отгонял немецкие истребители. Группа прорвалась сквозь огненное кольцо, легла на боевой курс и сбросила бомбы по цели. Мощный взрыв, клубы дыма и огня говорили о том, что цель накрыта.

Фашистские истребители с еще большим остервенением набросились на нас, образовалась карусель, огненные трассы прорезали воздух. Увеличив скорость, со снижением наша группа уходила от цели. По данным наземных войск пешей группой была взорвана крупная база, на которой заправлялись топливом и пополняли боезапас немецкие танки и автомобили.

Двое суток бушевало пламя на месте фашистского логова. Наши войска получили возможность перегруппироваться и встретить фашистов на более удобных позициях. Все летные экипажи за образцовое выполнение задания были представлены к правительственным наградам.

В составе Брянского фронта летчики полка дрались за Орел. В составе I и II Прибалтийских фронтов, II и III Белорусских фронтов полк активно участвовал в боях за города Ригу, Великие Луки, Витебск, Оршу, Минск, Сандомир. В составе войск I Украинского фронта вели бои в Польше, Восточной Пруссии и Германии. Боевые действия полк закончил в Чехословакии.

Летом 1944 года войска III Белорусского фронта вели успешные наступательные бои, второй гвардейский танковый корпус, с которым мы взаимодействовали, подошел к границе Восточной Пруссии. Разведка установила, что по железной дороге Кенигсберг – Гумбиннен - Шталлупенен происходит переброска танковых частей противника; на станцию Шталлупенен прибыло четыре эшелона с танками дивизии «Великая Германия» и производится их выгрузка. Командир полка приказал мне с группой, состоящей из 18 самолётов Ил-2, под прикрытием восьми истребителей Як-7 нанести бомбовый удар по станции Шталлупенен. Было известно, что станция прикрыта сильным огнём артиллерии, патрулируется истребителями. Чтобы перехватить противника, наша группа на бреющем полёте пересекла линию фронта севернее станции Шталлупенен, углубившись на территорию противника, левым разворотом вышла на железную дорогу Гумбиннен - Шталлупенен и атаковала станцию с запада. Удар был внезапным, бомбы, сброшенные по эшелонам, достигли цели: горели танки, рвались боеприпасы, огонь охватил всю станцию. Когда мы выходили из атаки, противник открыл ураганный огонь по самолетам. Боевая задача была выполнена, группа без потерь вернулась на свой аэродром. Противник потерял большое число танков и боеприпасов, станция на продолжительное время была выведена из строя.

За время Великой Отечественной войны я провел 240 успешных боевых вылетов, сбросил по врагу 320 тысяч боевых бомб, расстрелял 300 тысяч снарядов и патронов. Участвовал в 75 воздушных боях, уничтожил лично и в группе 17 самолетов противника, разбомбил переправу через реку Дон, уничтожал более 50 танков, несколько десятков орудий, минометов и автоматов, большое количество живой силы противника.

Из наградного листа на присвоение В.И. Стрельченко звания ГерояСоветского Союза

Капитан Стрельченко участвует в Отечественной войне в составе 135 ББАП на самолетах Су-2 с 5 июля 1941 года по 10 сентября 1942 года на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, с 14 марта 1943 года по настоящее время - на Брянском фронте, на самолетах Ил-2. В Отечественную войну вступил рядовым пилотом - сержантом и вырос до грамотного авиационного командира - капитана. Будучи командиром звена, стал ведущим групп от звена до 25 самолетов, сводившихся из двух полков для массированных ударов по врагу.

Капитан Стрельченко имеет высокую аэронавигационную подготовку и за весь период войны летал в самых сложных метеорологических условиях, не имея ни одного случая потери ориентировки.

В совершенстве владея самолетовождением, высокой техникой пилотирования, тактически грамотным маневром в зоне зенитного огня и противоистребительным маневром, из числа 192 боевых вылетов тов. Стрельченко 127 раз был ведущим групп и потерял при этом только 3 экипажа. За этот же период провел 75 успешных воздушных боев без единой потери своих самолетов, сбил лично 1 самолет противника и 12 - в составе групп.

Капитан Стрельченко в качестве ведущего групп принимал участие в разрушении стратегически важных переправ на реке Днепре в пунктах Рогачев, Жлобин, участник операций Елецкого и Харьковского направлений, разгрома танковой группировки противника в районе Паричи и обороны Сталинграда.

За время участия в Отечественной войне совершил 192 эффективных боевых вылета. Высокое мастерство воздушного бойца и командира, личную отвагу и геройство тов. Стрельченко показал в целом ряде воздушных боев, смелых и грамотных штурмовых и бомбардировочных налетов по живой силе и технике противника.

18.12.1941 г. на одном из участков фронта Елецкого направления в районе Пятницкое противник занимал выгодную артиллерийскую позицию, которая мешала продвижению наших войск. Тов. Стрельченко в составе 9 самолетов Су-2 получил задачу установить точное местонахождение артиллерийской позиции и подавить ее. Выйдя точно в заданный район, насыщенный плотным огнем зенитной артиллерии, разыскал цель и произвел группой 4 захода, вывел из строя прислугу и подавил огонь 6 батарей противника. Благодаря этому наши войска прорвали линию обороны противника, заняли несколько населенных пунктов и улучшили свои позиции.

10.06.1942 г. на Изюм-Барвенковском направлении противник в районе Архангельское сосредоточил значительные силы танков. Капитан Стрельченко получил задание пятеркой самолетов Су-2 произвести бомбардировочный и штурмовой налет по скоплению танков. При подходе к цели группа встретила 4 Ме-110 и 5 Ме-109. Был проведен воздушный бой, в результате которого было сбито 2 Ме-109, остальные самолеты противника были рассеяны и в беспорядке ушли на свою территорию. После этого группа Стрельченко успешно выполнила свою задачу, уничтожив до 10 танков и рассеяв до роты пехоты.

15.06.1942 г., производя полет на разведку на станцию Беломестная, обнаружил железнодорожный состав с боеприпасами. Заместитель командующего ВВС 21-й армии приказал тов. Стрельченко уничтожить вражеский эшелон. Стрельченко повел группу из 6 Су-2 на уничтожение этого эшелона без прикрытия истребителей. В районе цели группа была атакована четырьмя Ме-109, которые старались не допустить бомбардировщиков к цели и не дать им сбросить бомбы. Стрельченко, умело маневрируя группой, дал возможность стрелкам-бомбардирам сбить одного Ме-109 и атаковал цель. В результате прямого попадания бомб было разбито до 12 вагонов с боеприпасами и подожжены 2 пакгауза.

23.06.1942 г. получил задание бомбардировать звеном скопление войск противника в районе Терново. При взлете на своем аэродроме был атакован двумя Ме-109, которые сопровождали группу Хе-111, шедших бомбить аэродром. Экипаж вступил в воздушный бой. Тов. Стрельченко, отлично маневрируя, дал возможность стрелку-бомбардиру огнем из турельного пулемета сбить

Ме-109, который упал вблизи нашего аэродрома. Немецкий летчик взят в плен. Самолет, пилотируемый Стрельченко, получил сильное повреждение органов управления, были пробиты бензобаки. Несмотря на это, Стрельченко собрал свое звено, пошел на задание. Сделав два захода на скопление войск противника, пришел на свой аэродром и отлично посадил поврежденный самолет.

22.07.1942 г. вел разведку войск противника в районе г. Калача под Сталинградом и обнаружил базу горючего для заправки танков. Получив разрешение командира 270-й авиадивизии, пятью самолетами Су-2 бомбардировал и поджег базу.

23.07.1943 г. группа из 6 самолетов Ил-2 под командой капитана Стрельченко в районе села Становой Колодезь, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, с двух заходов уничтожила 5 батарей полевой артиллерии, 8 автомашин и до роты пехоты противника.

30.07.1943 г. группа из 5 самолетов Ил-2 (ведущий - капитан Стрельченко) в районе Опальково накрыла гранулированным фосфором до 10 танков, 20 автомашин и до батальона пехоты противника. Атака производилась с высоты 10 метров.

Капитан Стрельченко - не только ведущий групп, но и отличный воздушный разведчик. Из 192 боевых вылетов 43 вылета произвел для разведки войск противника, в каждом случае представляя ценные сведения командованию. Умелыми и дерзкими штурмовыми и бомбардировочными ударами группы, водимые капитаном Стрельченко, нанесли противнику большие потери в технике и живой силе. На его личном счету уничтожено и повреждено: до 140 подвод с боеприпасами, более 145 автомашин с грузами, 28 танков, убито и рассеяно до батальона солдат и офицеров противника.

За успешно проведенные 192 боевых вылета в период Великой Отечественной войны и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм капитан Стрельченко достоин звания Героя Советского Союза.

Командир 948 штурмового авиаполка подполковник Храбрых

Из поздравления В.И. Стрельченко:

«Больше, чем кого-либо, надо славить тебя, орла, бесстрашного воздушного бойца. Величественно твое мужество, неистребимая вера в Родину. Я безмерно рад, что в те опаленные годы свела нас судьба, сдружила. Эта дружба помогла нам выстоять и, это главное, победить. Слава тебе, бесстрашный сокол».

М.А.Лашин, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, штурман 135 гвардейского авиационного полка

Материал подготовил Н.Н. ПРИСЛОНОВ по материалам газеты «За коммунизм» и сайта http://nnnow.ru/p/?id=15243

Обновлено 30.04.2020 09:25