«Концертино» собирает друзей Печать
Автор: Встреча   
05.07.2018 00:00

В институтской части Дубны, недалеко от Волги, под пушистыми зелеными соснами, среди коттеджей академиков расположился уютный, аккуратный особнячок под шпилем.  В пришкольный дворик хорошо вписывается скульптура великого композитора, родоначальника русской классической музыки Михаила Глинки. Небольшая округлая сцена с белыми балясинами, треугольная стойка с концертными афишами…  Это маленькое царство искусства ­ музыкальная школа.

 

Девять месяцев здесь играют и поют, постигая вершины мастерства ­  звучат привычные гаммы и пассажи, работают над трудностями пьес и сонат, готовятся к разнообразным конкурсам…

Но иногда происходит необычайное. Третий год дети собираются здесь, чтобы побыть в новой для себя роли  ­ без оценок, экзаменов, с удовольствием и с радостью. В июне  Летняя творческая площадка «Концертино» собирает около 50 друзей в правобережном здании школы. Сбор заявок начинается в конце апреля, и уже через пару недель места заканчиваются ­ традиционно площадка пользуется популярностью.

Уникальность площадки ­ в редкой возможности научиться извлекать звуки из любого изучаемого в ДМШ музыкальном инструмента, будь то скрипка, синтезатор, флейта, гитара или ксилофон. Кроме индивидуальных занятий, мы предложили ребятам принять участие музыкальных спектаклях, поиграть в шумовом  и духовом оркестрах, танцевальные и спортивные занятия. Этот творческий эксперимент имел неожиданно широкий отклик среди учащихся школы ­ желающих провести летние  дни, музицируя,  становится все больше.

Необычайная атмосфера занятий, свободное творческое общение преподавателей и учащихся оказались весьма результативными:  ежегодно по окончании занятий дети устраивают целых три концерта.

К примеру,  в этом году в  концертах на ул. Флёрова  были показаны два музыкальных спектакля и две музыкальные зарисовки (рук. Татьяна Робук, Ольга Пантелеева, Ольга Тычинская), ансамбль ложкарей (пр. Надежда Кузнецова), шумовой ансамбль (пр. Ростислав Монахов), инструментальные и вокальные номера (пр. Галина Дементьева, Людмила Авраменко, Ольга Тычинская, Алла Матюкина, Нина Лукьянова, Елена Сорокина, Александра Донец).  Завершил концерт большой танцевальный сет «Территория танца».

Конечно, концерты нельзя сравнивать с целенаправленной работой этих же исполнителей в учебное время  ­  цель площадки в расширении музыкальных интересов детей, в свободе применения музыкальных навыков. И все же осенью прошлого года спектакль, поставленный на площадке Татьяной Робук, стал лауреатом областного конкурса театральных коллективов «Сказка за сказкой» в г. Химки, где состязались более 30 постоянно действующих театральных коллективов.

Каждый год  в день рождения Александра Сергеевича Пушкина  дети писали стихи на асфальте во дворе школы, присоединяясь ко всероссийской акции «Пушкин в городе». Но в этом году 6 июня мы провели в «Блохинке» ­ библиотеке ОИЯИ, где с Ольгой Гапоновой читали стихи, отгадывали загадки, рисовали портрет Александра Сергеевича и героев его сказок. Судя по активному желанию ребят участвовать, Пушкин хорошо  знаком детям и любим ими. Трогательные рисунки, стихи и поздравления поэту, написанные на тротуаре у входа в библиотеку, заметили как горожане, так и блогеры в социальных сетях.

Новшеством 2018 года стало и участие в проекте волонтеров ­ студентка университета «Дубна» и выпускница музыкальной школы Татьяна Гончарова поставила с детьми три современных танца, а инженер и педагог­интегратор Денис Фадеев читал стихи и играл в спортивные игры. Дети лепили глиняные свистульки с Ольгой Солнцевой, мастерили бумажную аппликацию с Анной Столяровой.

Популярность таких проектов, как Летняя площадка «Концертино»,  вне сомнения,  будет расти. Уже сегодня в Дубне работает множество творческих дневных лагерей. В чем их несомненная польза? Конечно,  в свободе выбора занятий и позитивной атмосфере, в «несерьезной»  обстановке,  настраивающей на  серьезные дела.

Советы родителям. Обучение музыке ­ большой и полезный труд. К примеру, известный российский биолог, лингвист, семиотик и психолог Татьяна Черниговская рекомендует заниматься музыкой в любом возрасте вовсе не для того, чтобы стать известным исполнителем: «Исследования мозга музыкантов говорят нам о том, что как взрослые музыканты, так и дети, которые начинают заниматься музыкой, приносят непосредственную пользу своему мозгу. Потому что занятия музыкой очень сложны. Одна рука играет одно, другая ­ другое, очень быстро, с разным ритмом, но координированно друг с другом. Вообразите, что делается в голове в это время! Поэтому люди, которые занимаются музыкой, не просто становятся хорошими слушателями для филармонии, они улучшают своё серое вещество, меняется его объём, то есть меняют свой мозг на анатомическом уровне».

Мотивация играет огромную роль в занятиях ребенка. Именно отсутствие эмоциональной заинтересованности, вовлеченности в музыку становится причиной проблемы. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда польза занятий очевидна родителям ребенка, но трудности, встречающиеся на  пути юного музыканта, становятся непреодолимой стеной. В этом случае  кажется, что нужно выбирать из двух зол ­ бросить школу вообще или заниматься  из­под палки.  Что может сделать родитель и педагог в этом случае?

В первую очередь дать ребенку возможность понять, чем именно он хочет заниматься. Не навязывая  детские нереализованные мечты родителя, не сравнивая с успешным соседом, не  кнутом и пряником, а предоставляя свободу выбора. Можно походить на детские концерты в музыкальных школах и послушать разные инструменты, избирательно послушать классические записи в интернете. Если вы планируете посетить концерт профессионального исполнителя, то лучше выбрать тот, где программа состоит из многих произведений, и сесть ближе к двери, чтобы уйти тогда, когда ребенок устанет.

Когда выбор сделан, очень важна родительская поддержка ­ пусть в репертуаре вашего ребенка будут  любимые пьесы  мамы, папы, бабушки. Дети любят показывать мини­концерты и мини­спектакли для родных или гостей. Каждый ребенок уникален, и раскрыться ему помогают любовь и гибкость взрослого. В развитии детей нет универсальных путей. Не останавливайтесь, ищите новые вдохновляющие пути!

Лусинэ АКОПЯН, заместитель директора Детской музыкальной школы  г. Дубны

Обновлено 03.07.2018 12:37