Школьное и домашнее образование: за и против |
Автор: Встреча |
26.05.2016 08:22 |
В Универсальной библиотеке Объединенного института ядерных исследований состоялось обсуждение темы, волнующей многих дубненцев. Цель антилекции, в формате которой прошла встреча, состояла не в том, чтобы определить, какое образование лучше, а как правильно выбрать тот или иной вид обучения для ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. В этот раз, учитывая сложность темы, организаторы решили отойти от привычного формата и пригласили сразу четырех экспертов. Петр Ширков: «В Дубне надо создать условия для образовательного оазиса – от элитных школ до мини-групп на домашнем обучении» С Петром Ширковым многие дубненцы знакомы давно: кандидат физико-математических наук, научный руководитель Межрегиональной компьютерной школы, преподаватель межшкольного факультатива ОИЯИ, лауреат премии Фонда Сороса, учитель высшей квалификации с 45-летним педагогическим стажем. В 1972 году он окончил первый в Дубне физико-математический класс на базе школы №8. Кстати, его первый педагогический опыт случился в 10-м классе, когда он вместе с одноклассниками принял участие в эксперименте, предложенном их учительницей математики Галиной Васильевной Морозовой. Выбрав в качестве одной из предложенных тем тригонометрию, досконально изучив этот раздел математики в рамках школьной программы и разработав свою собственную методику преподавания, он в течение месяца вел уроки в своем классе. «Все мои воспоминания о школе – только радостные и светлые», – признается Петр Дмитриевич. Однако, наблюдая за современными школьниками, он стал замечать, что радость от пребывания в школе, к сожалению, сейчас испытывают немногие. Да и качество образования в Дубне, впрочем, как и во всей Московской области, сейчас заметно «просело». На проблему образования Петр Дмитриевич смотрит с точки зрения заказчика, являясь отцом пятерых детей и дедом шести внуков: «Выпускник школы должен быть гармонично сформированной личностью, которая бы росла, училась и воспитывалась в комфортных условиях. Как родитель и дедушка я хочу, чтобы эти комфортные условия были созданы не только для ребенка, но и для родителей». Не относя себя к сторонникам какой-либо образовательной формы, реализуемой государством, он считает, что в наукограде нужно создать условия для образовательного оазиса, включающего в себя весь спектр: от элитных образовательных школ до мини-групп, которые находятся на домашнем обучении. Александр Руденко: «В современном мире ребенок должен уметь работать в команде» Свое видение темы представил директор общеобразовательной школы №1 Александр Руденко, заслуженный работник образования Московской области. Александр Иванович пояснил, что главным заказчиком образования сейчас является государство, и именно оно диктует, что и как изучать, какие и когда экзамены сдавать. И как бы ни хотел учитель развивать творчество, есть строгие критерии проверки знаний, умений и навыков, от которых никуда не уйти. Всем остальным педагог может заниматься во внеурочной деятельности. «Домашнее образование, как показал опыт, никогда не было массовым, – отметил директор школы. – И даже не потому, что оно дорогое, а потому что при правильном к нему подходе родители должны посвятить этому свою жизнь: к этому мало кто готов, да и возможности есть далеко не у всех». Директор школы не видит перспективы у домашнего образования: «Даже вполне обеспеченные люди приводят детей в школу. Одно из главных звеньев нашего образования – социализация: в современном мире ребенок должен уметь работать в команде, взаимодействовать с разными людьми, научиться жить в обществе». Ксения Ягодина: «Из большинства школ, к сожалению, ушли хорошие образовательные программы, которые практиковались в советское время» Группу экспертов представила и Ксения Ягодина, педагогический и семейный психолог. По первому образованию она преподаватель иностранных языков, но в общеобразовательной школе работать пока не решается. Ксения отметила, что из большинства школ, к сожалению, ушли хорошие образовательные программы, которые практиковались в советское время. Им удалось найти хорошую школу в Москве, где учится старшая дочь: там совершенно не занимаются подготовкой к ЕГЭ и прочим видам аттестации, однако процесс обучения построен на основе творческих и обобщающих заданий так, что дети сдают их традиционно легко и с высокими результатами. По сложившимся обстоятельствам полгода семья живет в Дубне, а полгода – в Москве. На время отъезда из Москвы ребенка переводят на заочную форму обучения, и мама занимается с дочерью самостоятельно. Домашнее обучение они считают вынужденной мерой, так как в наукограде не могут найти альтернативы родной школе. Алексей Копейкин: «Для домашнего обучения должны сложиться составляющие: индивидуальные особенности ребенка, желание родителей с их видением результатов развития и создавшиеся условия» Опытом обучения на дому ребенка в начальной школе поделился Алексей Копейкин, отец четверых детей, представитель Клуба семейного образования в Дубне. В этой семье мама не работает, занимается только детьми. Такое решение было принято после неудачного опыта посещения ребенком детского дошкольного учреждения. Родители считают, что при наличии условий и возможности воспитывать детей дома, лучше в детский сад не ходить. «Для домашнего обучения, – считает Алексей, – должны сложиться три составляющих: индивидуальные особенности ребенка, желание родителей с их видением результатов развития и создавшиеся условия». В семье очень обдуманно подходят к формам обучения детей. Старший сын 2 года обучался дома, затем пошел в школу. Сейчас решают, как лучше поступить дальше: у ребенка-третьеклассника вместе со школой, внеурочными и дополнительными занятиями рабочий день порой больше, чем у взрослого. Алексей сделал вывод, что дома на занятия затрачивается гораздо меньше времени, чем в школе. Объяснив тему, можно подробнее остановиться на сложных моментах, уделив им должное внимание, и двигаться дальше. Домашнее образование очень напоминает репетиторство. Оно хорошо подходит, например, ребятам, активно занимающимся спортом и часто уезжающим на соревнования и сборы. Алексей опроверг расхожее мнение о том, что дети при этом находятся в заточении – они общаются с педагогами, занимаются в кружках и секциях. Он поделился своим опытом с другими родителями: «Не надо бояться! Пробуйте разные формы, если чувствуете, что именно так будет лучше для вашего ребенка». Образовательные стандарты Многих интересовал вопрос об образовательных стандартах. Александр Руденко отметил: «Настоящий педагог – тот, кому не нужны никакие образовательные стандарты, он хозяин на своем уроке. Но для этого нужно родиться педагогом. А в нашей профессии, к сожалению, рынок труда не сложился». Отвечая на вопрос слушателей о том, как родители участвуют в образовательном процессе детей, взаимодействуя со школой, Александр Иванович рассказал о том, что не все родители готовы вкладывать деньги, время и ресурсы в образование и воспитание детей. И требования родителей к своим детям, к сожалению, часто исходят только из их желаний, а не способностей ребенка, даже чисто физических, отсюда чрезмерные нагрузки ради намеченного результата – быть успешным во всем. Кто-то, наоборот, воспитывает самостоятельность, совершенно не вникая в проблемы детей. И лишь небольшая часть родителей, реально оценивая способности ребенка, строит отношения на взаимопонимании, желании помочь и теплых чувствах. Они и со школой взаимодействуют, исходя из этих принципов с позиции видения общих целей. Директор всегда открыт для общения с родителями, которые многие вопросы и проблемы озвучивают по электронной почте, особую активность традиционно проявляя в начале и конце учебного года. Все эксперты пришли к единому мнению, что домашнее образование – для увлеченных, неравнодушных родителей, и вряд ли оно станет массовым. У каждой формы есть свои плюсы и свои минусы. Например, замечено, что дети, обучающиеся на дому, пишут медленнее: во время аттестации это обязательно учитывают, а вот сдача ЕГЭ проводится на общих основаниях. Ксения Ягодина и Алексей Копейкин поговорили о том, как коллектив может влиять на формирование качеств ребенка, как развивая, так и подавляя их. В школе сверстники становятся более значимыми для ребенка, что не всегда хорошо. При этом у ребенка нет возможности выбора коллектива, а при домашнем обучении он может выбрать себе окружение, причем разного возраста. Для любого ребенка, который находится на домашнем или заочном обучении, школа закрепляет место в классе, куда он придет, если семья решит отказаться от альтернативного метода обучения. Он посоветовал родителям придерживаться школьной программы, не увлекаясь ускоренными методами обучения, так как она учитывает возрастные психологические и физиологические особенности ребенка. В завершение встречи одна из слушательниц напомнила, что отправленный в отставку министр образования Фурсенко когда-то провозглашал целью российской образовательной системы создавать «квалифицированных потребителей». В связи с этим она задала всем вопрос: «Какую цель современного образования государство ставит перед школой?» и «Какую цель преследуют сторонники домашнего образования?» Алексей Копейкин ответил: «Учиться принимать решения. Находить таланты и развивать их. Я выступаю как скульптор, как главный специалист по своему ребенку. Семейная форма позволяет вариативно к этому относиться». Александр Руденко обратил внимание на то, что объем знаний огромен и постоянно растет, и очень важно научить ребенка находить те знания, которые ему нужны. А пожилая слушательница из зрительного зала посчитала самым важным научить детей с интересом учиться, прививая им любовь к знаниям! Евгения ШТАЙН
|
Обновлено 26.05.2016 08:23 |