Открыто, просто, с надеждой на будущее Печать
Автор: Встреча   
22.05.2014 07:00

Еще одной наградой пополнилась копилка достижений коллектива шко­лы №1 с углубленным изучением отдельных предметов – дипломом Мо­соблдумы за первое место регионального этапа областного конкурса в номинации «Лучший публичный доклад» за 2012-2013 учебные годы, итоги которого были подведены несколько месяцев назад.

Кстати, второе место в этой номинации конкурсная комиссия отдала нашему лицею № 6 имени академика Г.Н. Флерова. Причем публичный доклад дубненского горуно среди органов местного самоуправления Московской обла­сти, осуществляющего управление в сфере образования, в своей кате­гории также был признан лучшим, получив первое место.

О том, что за зверь публичный доклад, какие преимущества от­метило жюри конкурса, которые в результате позволили присудить школе первое место, мы беседуем с директором школы №1 имени А.Я.Березняка Александром Ива­новичем Руденко. Но разговор, естественно, не замыкается на одном докладе.

Отчитываться перед родителями и партнерами

Ежегодно по закону мы обя­заны предоставлять родителям публичный доклад директора школы о результатах работы за прошедший учебный год. В 2000 годах это начиналось в виде экс­перимента, в город приезжали специалисты из Академии со­циального управления, нас убеж­дали, и мы стали писать. То есть опыт за плечами уже огромный. И только совсем недавно подобная форма отчета стала обязательной, - делится директор.

Опыт не совсем отече­ственный, он привнесен с За­пада?..

Опыт, конечно, западный, чтобы отчитываться не только начальнику, но и, прежде всего, родителям, заказчикам образо­вательной услуги, хотя это слово мне ужасно не нравится, и плюс еще социальным партнерам. Мы должны и с ними налаживать со­трудничество, а они будут иметь представление о школе тогда, когда могут прочесть о деятель­ности школы.

Доклад ведь существует не только в письменной форме, его можно послушать, задать интересующие вопросы?

Обязательно озвучиваем для родителей и обязаны текст «повесить» на свой школьный сайт. Родители смотрят, задают вопросы. Кстати, на сайте у нас есть специальный раздел «Задай вопрос директору». Пока, надо признать, вопросов задают не так много, но они есть. И некоторые родители, которые выбрали наш город для обучения своих детей, к моему удивлению, не зная в городе образовательной среды, ориентировались на выдержки из этого публичного доклада.

Сколько таких реально? – уточнили мы.

- Среди первоклассников сей­час будет пять. Это примерно 10% (у нас два первых класса, это 50 учеников) из тех, кто приехал в город и ориентируется таким обра­зом, не имея возможности исполь­зовать сарафанное радио, которое, конечно, самое эффективное.

Видеть перспективу

Так на что еще, помимо строгих разделов публичного доклада (качество образования, выполнение государственных программ, вопросы питания, здоровья и прочее), обратили внимание члены конкурсной ко­миссии? – поинтересовались мы.

Знаете, мне сказали после подведения итогов, что публичный доклад написан очень простым языком, его можно читать людям, которые вообще не посвящены в вопросы образования. И второе, на что они обратили внимание: доклад дает в самых, казалось, безнадеж­ных вопросах надежду. «Вы видите перспективу», - подчеркнули члены комиссии.

И правда. Допустим, у нас нет школьного стадиона, и мы напи­сали, что он в настоящее время не соответствует современным тре­бованиям, и нет сейчас денег, но все, что можно, коллектив делает. Начали с малого: заказали в один год проект, теперь он у нас есть, со всеми расчетами, сметами, и если вдруг денежки появятся, мы готовы включиться в любую программу по строительству стадиона...

Точно так же это касается школьной столовой. Нас не очень устраивало количество детей, которые в ней питаются. А анализ медиков говорит, что количество желудочно-кишечных заболеваний пока очень большое. И мы поста­вили задачу увеличить количество детей, получающих регулярное горячее питание. С помощью про­ведения фестиваля здорового питания, газеты, которая его от­ражала, родительских собраний, школьного сайта.

И мы выиграли областной конкурс на улучшение школьного питания, где финансирование со­ставляет миллион рублей. И летом ждем этот миллион плюс 400 000 рублей городского софинанси­рования. В своей программе мы заказали самое лучшее немецкое оборудование для столовой, на­столько электронное, что чело­веческий фактор здесь сведен к минимуму. Не знаю, получим ли мы его в свете сегодняшних политиче­ских событий.

В докладе, кстати, мы описали, что раз нет у школы денег, то будем решать проблему путем участия в конкурсах, искать бюджетные средства, – заключил А.И.Руденко.

Свое видение, свои решения

Как воспитать патриотов своей родины?

Задача нелег­кая, и, обозначая ее, школа приглашает к участию родителей, социальных пар­тнеров. К удивле­нию, люди нашлись и деньги нашлись, и к 70-летию Победы в школе откроется новый музейМузей фронтового письма.

Что касается образования. Все хотят высокое качество, а если у ребенка особых способностей нет и здоровья особого тоже нет, как ему тогда в этом мире быть? Как выстроить такую систему, которая давала бы каждому возможность двигаться, чтобы даже если нет способностей, он не был аутсай­дером, чтобы его любили.

Коллектив школы предложил в публичном докладе свое видение. Он берется выстроить новую си­стему федерального образования, которая бы дала новые государ­ственные стандарты, внеурочные занятия. Выстроят ее с группами детей, которые имеют разные спо­собности. Есть занятия, которые очень полезны, там работают и логопеды, и психологи, которых в штате наших школ нет.

Причем, логопеда в школе нет, а логопедическая услуга есть, – отмечает Александр Иванович.

Платная?

Бесплатная. Вообще, моя позиция: я категорически против платных образовательных услуг. Меня за это ругают, призывают, государство продавливает, что учителя должны заработать сами.

Ну, как заработать, если дети с тем объемом информации, кото­рый уже есть по основной програм­ме, тяжело справляются вслед­ствие разных причин. А мы еще им хотим за деньги. Государство нам добавляет в начальной школе по 10 часов внеурочных занятий в неделю, в среднем звенепять. Это много. Считаю, такой путь неправильный, и плюс мы ограни­чены в педагогических ресурсах. Рынок труда педагогов, увы, у нас не сложился, нет конкуренции за рабочее место.

Причина в заработной пла­те?

Конечно, хотя и говорят, что она повышается, мы в публичном докладе показали, как ее повыша­ем, в том числе и за счет внутрен­них резервов. Но этот внутренний резервувеличение нагрузки на людей, которая тоже не может быть беспредельной. В советское время учебная нагрузка на педагога рав­нялась 18 часам в неделю, а сей­час ее надо довести, чтобы была больше 24. А это отражает­ся на качестве. По­этому здесь такая вилка. Внутренний резерв по нагрузке для повышения зарплаты мы исчерпали, но будем искать. Будем оказывать платные образовательные услуги, но только населению, не школьникам. Сейчас думаем про это.

Возвращаясь к публичному докладу, какую все-таки основ­ную миссию он несет? Какого результата вам бы больше всего хотелось?

Хочется, чтобы наши родите­ли читали эти доклады, задавали вопросы. Поскольку в нем опи­сываются не отдельные лица, а происходящие в школе процессы. Чтобы люди понимали, какие про­исходят процессы, ведь сейчас стоят другие задачи, цели, и дети совершенно другие. А когда они читают, тогда возникает объемное представление.

Кстати, конкурсную комиссию еще поразило, что мы не закрыты, не скрываем своих проблем. А от кого я их скрывать-то буду, от родителей, которые по большому счету все знают и все понимают и голосуют ногами, конечно. Есть проблемы, мы их решаем, но сте­пень открытости тоже ведь пришла не с первым публичным докладом и не со вторым, а в тот момент, ког­да мы уже что-то сделали, нашли взаимопонимание с родителями, когда они воспринимают проблемы как наши общие, а не как проблемы одного директора.

Наверняка в докладе обще­ственно активной школы нашли отражение множество социаль­ных проектов...

Судьи тоже отметили большое количество социальных проектов, которые включены в нашу деятель­ность, что тоже есть продолжение образовательного процесса. Если мы, например, не будем занимать­ся патриотическим воспитанием, если не будем включать в воспита­тельный процесс встречи с людьми разных поколений (а сейчас они сильно разошлись), то взгляд мо­лодежи на жизнь людей нашего поколения как на жизнь в космосе будет только укрепляться.

Наши социальные проекты, когда к нам приходят ветераны во­йны, герои труда. Сейчас ведь не хватает нам образцов честного от­ношения к труду, пусть не за очень большие деньги. Мы все проекты описали, последний, например, «Сергий Радонежский» заканчива­ется сейчас, в мае.

Мы всей школой (с 4 по 11 класс) на пяти автобусах поехали в Радонеж, предварительно из­учив жизнь Сергия. Провели на эту тему викторины, конкурс рисунков, дискуссии. Я был удивлен, нам са­мим надо было все это пережить, понять, что Сергий Радонежскийсовременный герой. Потому что он с помощью своих учеников больше сотни монастырей основал на Руси, распахал, освоил Русь, людей, которые 300 лет жили под монголами, довел до высочайшего состояния духа...

Кстати, в этом проекте нужны были так называемые практики. Сделали первый шаг и поехали в дом-интернат для граждан пожи­лого возраста и инвалидов «Рожде­ственский» с презентацией проекта «Сергий Радонежский», нас с инте­ресом слушали. Еще мы в практике милосердия собрали средства на операцию одному мальчику. Третья практика - наши ученики поехали убирать территорию дома-интер­ната. Это очень тяжелый труд.

Потом был субботник, когда мы отучились по сокращенному варианту и пошли всей школой убирать набережную Волги. Еще один большой проектпомощь ветеранам, дети делают по своим силам и возможностям, в основном это сельхозработы, на огороде.

То есть школа живет не только уроками?

Должна быть, кроме уроков, какая-то событийная жизнь. По­этому на следующий год мы тоже задумали участвовать в нескольких конкурсах, – подытожил разговор А.И.Руденко.

- Удачи вам!

Беседовала

Татьяна КРЮКОВА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА