Информатика в детском саду Печать
Автор: Встреча   
21.11.2013 10:03

В детском саду «Лучик» (ДОУ №3) преподают информатику с 1994 года. Можно смело сказать, что этот садик стал одним из первых в нашей стране по использованию информационных технологий в дошкольном образовании. Последние пять лет информатикой с детьми здесь занимается Татьяна Беднякова (на фото). О том, как проходят занятия и что они дают дошколятам, Татьяна сегодня рассказывает нашим читателям.

– Сегодня никого не удивит двухлетний ребенок, освоивший планшет, но вопрос о целесообразности использования компьютера на занятиях в детском саду вызывает у родителей сомнения. Многие уверены, что чем позже в жизни ребенка появится компьютер – тем лучше. Несколько лет назад я и сама так думала. Однако более глубокое изучение этой темы, а главное, практический опыт показали обратное.

Есть разные подходы к пониманию того, что такое информатика для дошкольников. Я расскажу, как это происходит у нас. По сути, это комплексные занятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и творческого потенциала. Занятия проходят один раз в неделю и длятся 20 минут для средней группы (4-5 лет) и 30 минут – для подготовительной  (6-7 лет).

Я пытаюсь показать детям, что компьютер – это не только средство для получения удовольствия, для игры, а еще и инструмент для решения широкого класса задач.

– Расскажи, пожалуйста, на конкретных примерах, чем вы занимаетесь с ребятами и как это выглядит.

– Я стараюсь проводить занятия в игровой форме. Сценарий такой. Сначала идет устная игра. Например, говорю слово и бросаю ребятам мяч. Они мне бросают его обратно, называя противоположное слово: светлое–темное, тяжелый–легкий, добрый–злой. Эта игра называется «Вредина» – тот, кто всегда против.

Дальше следует какая-то игра с использованием интерактивной доски. Здесь запускается обучающая компьютерная игра, предназначенная для детей дошкольного возраста. Я пересмотрела море этих игр. В основном мы играем в «Лунтика». Там разные задания, которые нужно выполнять. Например, игра «Оркестр». Там стоят муравьи с разными музыкальными инструментами: арфа, барабан, скрипки и т.д. В определенной последовательности они играют, и ребенку нужно запомнить, кто играл, и нажать маркером на исполнителей.

– Ребенок определяет их по слуху?

– Он их и видит, и слышит. Интерактивная доска – это сенсорный экран, соединенный с компьютером. На него нажимаешь маркером, и он срабатывает. Или, например, у нас на интерактивной доске была «Страна прямоугольников». Каждый ребенок подходит к доске и рисует на ней геометрическую фигуру. Так у нас появляется 7-10 фигур. Потом мы включаем мультик, и эти фигуры оживают – появляются на доске в той последовательности, в которой они были нарисованы. Это очень красивое зрелище, потому что интерактивная доска большая, как в школьном классе, даже чуть больше. Ребята угадывают, что сейчас появится, называют фигуры. И таких игр огромное множество.

– Вы поиграли в игры на внимание, позанимались с интерактивной доской, что дальше?

– Я даю задание, которое ребята делают на листочках, а потом продолжают на компьютере. Допустим, мы шьем платье, и есть четыре картинки, показывающие последовательность этого процесса. Нужно расположить картинки в правильном порядке. На каждой из них написана какая-то буква. И когда ребята располагают их правильно, получается буквенная последовательность. Скажем, АООА. Они должны набрать этот шифр на компьютере, и если делают это правильно, то на экране появляется какой-то веселый персонаж и машет им рукой.

– Сколько времени дети проводят за компьютером?

– Не больше семи минут. Это то время, которое, по исследованиям, проведенным в нашей стране в 90-е годы, не приносит детям вреда.

– Как ты считаешь, занятия с использованием интерактивной доски и компьютера расширяют кругозор ребенка?

– Конечно. Ведь возможности таких занятий гораздо шире, чем возможности обыкновенных занятий. Потому что с помощью компьютеров и интерактивной доски мы можем учить детей решать целый ряд задач, которые без компьютера решить сложно. Например, задачки на комбинаторику. Представим, что у нас есть шесть пирамидок, у каждой – три кольца, и нужно раскрасить их таким образом, чтобы все пирамидки были разными.

Если дать это задание ребенку на бумаге, то через пять минут раскрашивания он начинает скучать. Заставить его так комбинировать цвета, чтобы все получилось правильно, очень сложно. А если он на бумаге ошибся, это уже беда. А когда ребенок раскрашивает пирамидку на компьютере, ему это, во-первых, интересно, во-вторых, результат получается быстро и красиво, в-третьих, при правильном решении появляются картинки и персонажи, которые одобряют сделанную работу. И, что важно, ребенок имеет возможность сконцентрироваться на решаемой задаче, не отвлекаясь на раскрашивание.

При этом, конечно, совершенно ясно, что рисовать карандашами на бумаге нужно обязательно! Ребята за компьютерами продумывают, как нужно раскрасить пирамидки, а потом, поглядывая на экран, раскрашивают их у себя в тетради. То есть компьютер тут выступает как помощник.

Но у взрослых часто есть такая иллюзия,  что если ребенку дать самое дурацкое задание за компьютером, то оно в любом случае будет интересным. Ничего подобного! Если на компьютере просто дублируется задание из учебника (сейчас таких игр огромное количество), то это не проходит.

– Как так получилось, что ты, университетский преподаватель, работаешь в детском саду?

– Я пришла устраивать ребенка в детский сад, и мне здесь предложили работу, за что я очень благодарна заведующей детским садом «Лучик» Светлане Александровне Забалуевой. Она всегда поддерживает наши инициативы и начинания. И еще я, конечно, очень благодарна дубненскому университету, точнее, Институту системного анализа и управления, которым руководит Евгения Наумовна Черемисина. ИСАУ подарил «Лучику» интерактивную доску и короткофокусный проектор (кстати, очень дорогостоящее оборудование).

Дело в том, что университет сотрудничает с детским садом. Это выражается в технической поддержке компьютерного класса и создании качественных детских развивающих игр, которые были бы адаптированы для использования на занятиях в детском саду.

– Я знаю, что в университете ты  преподаешь программирование. Твои студенты разрабатывают игры для дошкольников?

– Да, причем лучшие из них мы реализовали в «Лучике». Помимо этого, несколько бакалаврских работ написаны на темы, непосредственно связанные с информатизацией дошкольных образовательных учреждений.

– А в других детских садах в Дубне есть занятия по информатике?

– Насчет всех садов я не знаю, в «Гвоздике», например, после того, как ее переделали из начальной школы в детский сад, остался компьютерный класс. Там я тоже сейчас провожу занятия по информатике, но в рамках кружка. Интерактивной доски у них пока нет.

– Ты сама мама двоих маленьких детей. Как твои дети взаимодействуют с компьютером? На что ты обращаешь их внимание?

– То, что дети подсаживаются на компьютер, это есть. Когда ребенок смотрит, чем за компьютером занимается папа, мама, он с радостью занимается тем же. Сразу скажу, что игры, где есть драки, гонки и «войнушки»,  для ребенка 6-7 лет совершенно невозможны. Очень важно все эти игры фильтровать и прививать детям вкус.

Если мы читаем ребенку хорошую литературу, мы надеемся, что он впоследствии будет читать хорошие книжки. Если с детства только комиксы про Винкс и ничего больше, то, соответственно, его будет интересовать только это. Также и за компьютером. Нужно показать ребенку, что можно делать за компьютером.

Если мы беремся рисовать на компьютере, тогда надо использовать возможности, которых у нас нет на бумаге: копировать изображение, изменять размер, благодаря этому получаются совершенно причудливые узоры. Компьютер надо использовать там, где это целесообразно. Рисовать, конечно, лучше на бумаге. Хотя мы в саду проходим графический редактор, делаем коллажи.

Могу сказать, что моя семилетняя дочка не привязана к компьютеру, про младшего пока ничего сказать не могу, ему только два года.

Сейчас уже в первом классе детям дают задание: подготовить доклад на какую-то тему. Вероятно, подготовить этот доклад должен родитель. Но мы с дочкой делали это вместе, и сейчас она уже понимает, как пользоваться поисковой машиной. Благодаря компьютеру мы с ней в игровой форме учили таблицу умножения.

Вообще, есть целый ряд психических функций, которые лучше всего развиваются с помощью компьютерных игр, например, способность к планированию действий.

Анна ЭПШТЕЙН

Фото из архива Татьяны БЕДНЯКОВОЙ