СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

В контексте нового закона PDF Печать E-mail
Автор: Встреча   
06.09.2013 12:58

В преддверии нового учебного года городское учительское сообщество встретилось в ДК "Октябрь" на большой педагогической конференции, где традиционно шла речь об итогах прошедшего учебного года и конкретных задачах, стоящих перед педагогической общественностью города на новый, который предстоит прожить в рамках нового закона в сфере образования, вступившего в силу с 1 сентября. 

Как отметила, предваряя свой доклад, руководитель горуно, зам. главы городской администрации Т.К. Виноградова, образование, пожалуй, единственная отрасль, которая самым открытым и прозрачным образом ежегодно держит публичный отчет о своем состоянии, о достигнутых результатах, стратегии и планах.

Новый закон об образовании преемник старого, принятого в 1992 году, он фиксирует достижения последних двадцати лет образовательной практики и указывает основные направления образования страны.

В то же время он весьма существенно отличается: если положения старого закона касались в основном управленческих и финансово­-экономических отношений в сфере образования, то новый регулирует не только их, но и содержание образования, а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Дошкольное – первая ступень общего

По новому закону термин "образовательное учреждение" утратил свою силу, теперь  это  "образовательная  организация". Кроме того, в общее образование, которое реализуется по нескольким уровням (помните, как  было: начальное общее, основное общее и среднее общее образование), первой ступенью вошло и дошкольное образование.

Таким образом, последнее теперь стало одним из уровней общего, в связи с чем поменяется и схема его финансового обеспечения: она станет аналогичной школьной, причем федеральный закон четко определил, в какой части финансирование возложено на бюджет Московской области, а в какой – на муниципалитет.

В зависимости от задания

В новом  законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме. Увеличенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом школы, а с полученным заданием, что в значительной мере повышает ответственность за результат.

И если наши лицеи и гимназии покажут результат ниже установленного муниципальным заданием, то и финансирование (в том числе доплата за работу в этих классах) в школах будет снижено.

Точки роста и торможения

Особое внимание Татьяна Константиновна уделила обсуждению результатов, проблемных моментов и перспектив последующей реализации проекта модернизации общего образования города в контексте нового закона.

В качестве точек роста для дальнейшего развития системы образования важен рост качества образования и его вариативность. По итогам прошедшего учебного года успеваемость дубненских школьников составила 100%, а качество обучения – 57% (для сравнения, в  2012 году она чуть превышала 54%).

Выше среднегородского показателя качество знаний показали учащиеся школ №6 (72%), №11 (57%) и лицея «Дубна» (74%). Эти учреждения, кстати, входят в реестр лучших школ Подмосковья.

Пятый год подряд нет отчисления несовершеннолетних до получения ими основного общего образования – один из самых значимых показателей в части реализации всеобуча  и конкретный результат профилактической работы по предупреждению неуспеваемости и пропусков уроков без уважительной причины.

Около 14% выпускников одиннадцатого класса награждены золотой или серебряной медалями (в прошлом году медалистов было на пару процентов меньше), причем среди награжденных выпускники всех образовательных учреждений.

По результатам государственной итоговой аттестации выпускников 11­х классов средний тестовый балл по всем предметам в городе составил чуть более 64 баллов, в Московской области  – чуть более 62. Государственную аттестацию не прошел  один выпускник, в прошлом году – четверо.

Однако удручают показатели выпускников, при сдаче экзамена не преодолевших минимальный порог по предметам по выбору. А преодоление границы минимального балла подразумевает, что выпускник обладает минимально достаточным объёмом знаний, умений, навыков для того, чтобы быть аттестованным за курс средней школы. Не преодолели минимальный порог по истории – 5,6%, биологии  – 2,8%, химии – 2,6%, обществознанию – 1,7%, информатике –1,4%, математике – 0,3%.

Почему выпускники для сдачи ЕГЭ выбирают предметы, по которым у них явно низкий уровень подготовки? Значит, в школах их либо неправильно  ориентируют, либо участники образовательного процесса не в полной мере понимают положительный потенциал организации профильного обучения для успешной сдачи экзамена, либо недостаточно ведется профориентационная и разъяснительная работа с выпускниками, либо в полной мере  не используются для работы индивидуальные учебные планы.

Пятиклашкам – другая дидактика

С 1 сентября школы №1 и №3 будут работать в режиме ресурсных центров для введения федеральных государственных стандартов основного общего образования в 5-­х классах.  Им предстоит сформировать совершенно особую образовательную среду. Мы хорошо понимаем, что если в начальной школе на первом месте стоит безопасность и комфортность и диалоговый учитель, то в подростковой школе должна быть принципиально другая дидактика.

У подростков другие интересы, идёт процесс самоидентификации, половое созревание. Говорят, что у них мотивация снизилась. Ничего подобного. Дело не в мотивации, а в том, что для этой возрастной группы нет ничего хуже, чем вербальная педагогика. Им нужно другое образовательное пространство, им нужно больше  делать, чем слушать и говорить. В основной школе сделан акцент на развитие изобретательской жилки,  исследовательскую работу, спорт и досуг.

С целью создания соответствующих условий формирования образовательной среды областное министерство образования обеспечивает   школы №1 и №3 современным учебным оборудованием на сумму 8 млн 280 тысяч рублей. Школы получат автоматизированные рабочие места для учителей (ноутбук, проектор, цифровая доска), микролаборатории по физике и химии, спортинвентарь.

Инновационных ­ шесть

На сегодняшний день в Дубне реализуются следующие инновационные проекты: «Наглядная планиметрия» на базе школ №№1, 3, 5, 7, 10; «Афлатун: финансовое  и социальное образование детей» – на базе школ №№ 3, 4, 8, 10; «Возьмёмся за руки, друзья» – на базе школы  №1 по теме «Распространение модели общественно-­активной школы на основе социального проектирования и сетевого взаимодействия; два инновационных проекта  в школах №1 и №3 по внедрению федерального государственного образовательного стандарта в пятых классах и "Невозможное – возможно»  в  школе «Возможность».

Информировать через сайты

В свете принятого Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» предъявляются новые требования и к информированию учащихся, родителей, широких слоев населения о деятельности образовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом.

"Наши школьные сайты и сайт горуно были созданы в основном в 2007 году и к настоящему времени они и морально, и технически устарели, поэтому, – отметила Татьяна Константиновна, – в этом учебном году нам предстоит большая работа по созданию новых сайтов, обеспечивающих не только информативность, но и интерактивные сервисы: форум, блоги с возможностью обсуждения темы, электронные опросы, интерактивную взаимообратную связь".

То есть задача руководителей школ обеспечить в ближайшее время ревизию и наполнение  сайтов в соответствии с требованиями нового закона. Кроме разработки новых сайтов необходимо разработать технологии, обеспечивающие обратную связь: чтобы была возможность дать оценку тому или иному событию, высказать мнение в блогах по конкретной проблеме, принять участие в обсуждении конкретной темы на форумах и даже пригласить родителей и общественность к обсуждению наболевших вопросов.

Педагог и этические нормы

В новом законе об образовании очень подробно прописан правовой статус педагогических работников, включены нормы, которые отсутствовали в старом законе. Например, там говорится, что педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. В ранее действующем законе не было положения, обязывающего педагогов соблюдать этические нормы.

Отбор учеников допускается

Особенностью настоящего закона является то, что при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством региона.

Подготовила Татьяна КРЮКОВА

В прошлом году в школах города обучались 5 285 человек. В нынешнем за парты сели около пяти с половиной тысяч ребят. Рост, в основном, произошел за счёт учеников начальной школы. При этом одновременно сокращается доля обучающихся на третьей ступени общего образования.

2012­2013 учебном году на всероссийском уровне конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта победителями стали учитель русского языка и литературы лицея «Дубна» Елена Геннадьевна Чеботарёва, учитель изобразительного искусства гимназии №8 Елена Вячеславовна Шишлянникова.

Педагог Центра «Дружба» Ирина Викторовна Глаголева заняла 1 место на областном  этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям ­ 2012».

 

 
 
< Сентября 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.