СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Лицензирование, аккредитация, мониторинг… Так какой же вуз лучше? PDF Печать E-mail
Автор: Встреча   
18.01.2013 06:24

Опубликованные Министерством образования и науки Российской Федерации результаты мониторинга федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осмысление и критика этих результатов породили множество различных споров. Так какой же вуз лучше? Что означают слова, что какой-нибудь вуз или филиал попал в список неэффективных? И самое главное - как помочь выпускнику школы летом будущего года не ошибиться с выбором вуза?

Есть много разных способов оценить вузы, сравнить два учебных заведения. Некоторые из этих способов подтверждаются документами государственного образца, некоторые - документами, опубликованными  в печати  или размещенными на официальных сайтах. Можно оценивать вузы по отзывам друзей, коллег, можно пытаться что-то понять из других источников, которых сейчас очень много, можно просто верить слухам. А можно и задать вопрос тем, кто профессионально работает в сфере высшего профессионального образования.
А вопросов возникает много. Результаты мониторинга, проведенного министерством, показали, что в стране есть эффективные вузы и филиалы, а есть те, про которые нельзя сказать, что они эффективные. И сколько вообще таких вузов и филиалов?
На второй вопрос ответить легко. Министерство проводило мониторинг всего 502 государственных вузов и 930 филиалов государственных вузов. Это даже не половина, это меньше чем половина от общего числа всех организаций, которые занимаются предоставлением услуг в сфере высшего профессионального образования.
Мониторинг - это результат выборочного обследования. При этом обследовались те вузы и филиалы, которые действуют на основании имеющихся у них лицензий и свидетельств о государственной аккредитации -  документов государственного образца, подтверждающих право ведения образовательного процесса и проведения итоговой государственной аттестации, то есть и право выдачи государственных дипломов о высшем образовании. Среди этих организаций, имеющих все права в сфере высшего профессионального образования, выявлено всего 366 эффективных вузов (из 502) и 480 эффективных филиалов (из 930). Остальные имеют признаки неэффективности.
Признаки эти носят разный характер. Министерством в итоге были определены четыре группы вузов и филиалов, которые по результатам мониторинга имеют признаки неэффективности. Первая группа включает те, которые имеют признаки неэффективности, связанные со спецификой их деятельности. Например, в Москве таким вузом является Государственный специализированный институт искусств – даже из названия видно, что это учебное заведение является в значительной мере специфическим. В Московской области по результатам мониторинга был определен только один вуз, который имел признаки неэффективности – это Московская государственная академия физической культуры. Именно этот вуз квалифицирован как имеющий признаки неэффективности, связанные со спецификой его деятельности. И есть еще один филиал.
Вторая группа определяется тем, что образовательное учреждение нуждается в оптимизации деятельности. Подчеркнем, что те вузы и филиалы, которые попали в эту группу, имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, но в оптимизации нуждаются. Примером такого вуза в Москве является Государственный университет управления (в Москве несколько вузов нуждаются в оптимизации). В Московской области в оптимизации нуждаются 8 филиалов из 26, отнесенных к неэффективным. Практически все эти филиалы готовят студентов по техническим специальностям.
Третья группа включает вузы, к которым выдвигается требование о реорганизации. Что это означает, на самом деле не очень понятно, но в результате варианты могут быть следующие: образовательное учреждение могут закрыть вообще, могут присоединить к другому вузу в качестве филиала, а могут заменить руководство и дать небольшой срок на устранение недостатков. Возможны  и другие варианты. В Московской области это 16 филиалов, то есть для последней, четвертой группы, остается только один филиал. Большинство филиалов в Московской области, с точки зрения министерства, должны быть реорганизованы. Еще раз обратим внимание, что все эти филиалы сейчас действуют на основании соответствующих лицензий.
Четвертая группа - это вузы и филиалы, о судьбе которых в министерстве не смогли договориться, не смогли решить,  что с ними делать. В Московской области к этой группе отнесен только один филиал, а в Москве, например, это Российский государственный социальный университет и Российский государственный гуманитарный университет. Что будет с вузами и филиалами из этой группы - не понятно, но ясно одно: в этой группе нет учреждений, которые не признаны эффективными в силу специфики, которые, как ожидает министерство, могут исправить свои недостатки в результате оптимизации или реорганизации. По всей видимости, попадание в эту группу - это самый неприятный для вуза или филиала результат мониторинга, причем  в очередной раз подчеркнем, все вузы и филиалы из этой группы действуют на основании имеющихся лицензий.
Так как же помочь выпускнику школы летом будущего года не ошибиться с выбором вуза? Кстати, заметим, что не бывает студентов филиала, все студенты - это студенты соответствующего вуза, и дипломы у выпускников -  это дипломы вуза, а не филиала; ни один филиал в нашей стране не имеет права выдавать собственные дипломы.
Здесь нужен ответ на более важный вопрос — а где потом работать? Если вопрос о работе не обсуждается, а хочется просто, как говорят, «продлить детство», то надо поступать куда попроще, но при этом, наверное, надо уповать на какое-то везение, чтобы соответствующий вуз не «прикрыли». Или не передали в качестве филиала другому вузу, где отношение к учебе заметно иное, где студент, который просто пришел на экзамен, никогда не получит только за это «троечку» автоматом. Кстати, можно заметить значительное совпадение в том, что подавляющее большинство филиалов, про которые в Московской области известно, что там не предъявляют жестких требований к процессу обучения, попали в третью группу.
Конечно, надо опираться на результаты ЕГЭ, которые выпускник школы получит в июне 2013 года. Если по трем дисциплинам (обычно в вуз подаются результаты трех ЕГЭ) набирается 200 баллов -  можно поступать в очень серьёзные вузы, и, наверное, именно это и нужно делать, если нет огромного желания «не отпускать ребенка в Москву». 180 баллов ЕГЭ по трем предметам  - это вузы попроще, но все еще серьезные. При проведении мониторинга министерство считало, что если, будем говорить так, «проходной балл» для поступления в вуз  - это 180 баллов ЕГЭ по трем предметам, то это минимальное значение, позволяющее считать вуз эффективным. В Москве и Санкт-Петербурге порог установлен повыше - требуется 189 баллов. Кстати, узнать проходной балл ЕГЭ 2012 года – не самая сложная задача, это вполне возможно.
Что же  делать тем,  кто получил ниже 180 баллов? К примеру, имея 165 баллов,  на очное отделение в известный не только в соседней деревне вуз поступить сложно, но есть возможность пойти в филиал хорошего вуза и поступить на очное отделение, если оно в этом филиале есть. Тут имеется следующая особенность: филиалам хорошо зарекомендовавших себя вузов с огромным трудом удается открывать у себя очные группы, это требует серьезного обоснования и фактически сводится к списку этой самой группы, составленному из выпускников школ соответствующего года с подтверждением желания этих выпускников и подтверждением их текущей успеваемости.
Пороговым является значение в 150 баллов ЕГЭ по трем предметам - предел этого показателя для того, чтобы министерство считало филиал эффективным. Про поступление в вуз уже имеет смысл не думать, стоит рассмотреть возможность пойти работать и учиться в филиале вполне серьезного вуза по  заочной или вечерней формам обучения. Впрочем, можно и в вуз поступать с такими баллами, можно и поступить, но что будет с этим вузом, каково будет его будущее?..
Ниже 150 баллов - это, скорее всего,  только вечернее или заочное обучение. И тут еще возможны варианты, что по некоторым дисциплинам у выпускника может не хватать баллов до минимального уровня при поступлении в соответствующий вуз. Стоит обратить внимание, что в разных вузах по разным дисциплинам могут быть разные минимальные требования.
Какой же из этого следует сделать вывод? Вывод очень простой: надо сдавать ЕГЭ на наиболее высокий балл, и, если есть такая возможность, выбирать те предметы, по которым за оставшиеся месяцы будущий выпускник школы может подготовиться наилучшим способом.

М.А. НАЗАРЕНКО,
директор филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне


 
 
< Января 2013 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.