Минула неделя, вторая, как юные дубненцы распрощались с беззаботными летними каникулами и сели за парты. Для них стартовали горячие денечки, когда очень важно вовремя подпитывать молодые растущие организмы горячими завтраками и обедами. Кстати, по данным Научного центра здоровья детей РАМН, горячее питание в стране получают только 20% школьников. Нельзя забывать, что учащиеся проводят в образовательных учреждениях от 6 до 8 часов ежедневно. Потому питание в школе - важнейшее условие сохранения их здоровья и развития.
Мы заглянули на прошлой неделе в обеденное время (на второй большой перемене, которая начинается в 12.10 и длится двадцать минут) в столовую гимназии №8. Забегая вперед, скажем, что юные школяры в большинстве своем отсутствием аппетита не страдают: с удовольствием на наших глазах уминали и суп, и пюре с котлетой. Побывали мы в этой школьной столовой неспроста: она, наряду с еще одной школьной столовой в городе (ш. №9), победила в конкурсе по организации школьного питания, который проводили министерство образования и горуно. Конкурс, как отметила замдиректора гимназии №8 по воспитательной работе Н.Н.Кузакова, выиграли, потому что в школе питаются наибольшее количество детей. Нам захотелось познакомиться и с организацией питания, и с тем, кто стоит у руля этого питания – заведующей столовой. А главная здесь «по тарелочкам», как сама шутит, Елена Игоревна Белова. Она работает в школьной столовой гимназии №8 более 20 лет, начинала, когда директором школы был М.С.Жохов. Кстати, подчеркивает она, у нас в городе многие заведующие школьными столовыми работают подолгу, потому что в советское время их специально подбирали – поваров, заведующих. Работа с детьми, конечно, сильно отличается от работы со взрослыми. Будет раздача с подогревом Министерство образования Московской области выделило победителям конкурса миллион рублей, на эти деньги закуплено современное оборудование для школьной столовой. Город к этой сумме добавляет еще 300 тысяч рублей, чтобы замечательное оборудование установить. Пока оно не установлено, но в скором времени обещают его поставить. Выбирали оборудование для школьной столовой, говорит Елена Игоревна, вместе с администрацией гимназии. – Что изменится в школьной столовой при запуске нового оборудования? – спросили мы у хозяйки столовой. – Сейчас у нас нет раздачи с подогревом, и блюда иногда бывают не той температуры, которая должна быть, приходится подогревать их на плите (носим к плите, от нее). Неудобно, что и говорить. Когда-то, когда мы кормили всю школу, у нас в столовой была и раздача, и транспортерная лента, а сейчас, вы видите, этого нет. Мы заказали раздачу специально с подогревом, чтобы и первое, и второе у нас подогревались. Еще заказали протирочную машину, овощерезку, пекарский шкаф (немаловажно, потому что жарочный шкаф для одних целей, а пекарский – совсем для других), тестомесильную машину, а то на дворе 21 век, а мы тесто месим руками. Мы много чего заказали, даже ленту для сбора грязной посуды. Каждая калория – на своем месте Звенит звонок на перемену. Столовая наполняется детскими голосами. Ребята встают в очередь к раздаче, интересуются, что сегодня на обед. Почти каждый спрашивает про пирожки – это, пожалуй, отличительная черта и знак качества поварского искусства зав- столовой. Вкуснейшие пирожки, как правило, ко второй большой перемене разбираются. К нашему приходу ни одного уже не осталось, дети все разобрали еще в первый заход в столовую. Из выпечки только пицца, но не такая, как подают в пиццерии – детская. Пристаем с вопросами к ребятам, стоящим в очереди, пытаемся выяснить, что им больше всего нравится. – Пришла пообедать, поэтому возьму первое и чай. Больше же всего люблю борщ, – делится Аня Заболоцкая. – А пирожки? – Да, конечно, с яблоками очень вкусные. Десятиклассник Александр (фамилию не расслышала – шумно в столовой), прежде чем начал орудовать ложкой, рассказал, что у него на подносе: «На обед беру обычно суп, салат, второе, по выбору можно взять чай, кисель, компот. У меня чай». – Ты обедаешь в школе? – Да. – И все съедаешь? – Так после четырех уроков обычно голодный. Здесь еще пирожки бывают с капустой, с яблочным повидлом, пиццу делают, сырные палочки… – А что больше всего предпочитаешь? – Мне все равно, все беру, все вкусно. – Ты поэтому один из первых пришел в столовую? – Просто у нас закончилась олимпиада по физкультуре, можно и поесть. Елена Игоревна не утерпела, подошла к столу от опустевшей на время раздачи: «Ты расскажи, почему всегда чай пьешь, а компот, где кладезь витаминов, не берешь. Знаете, всегда чай да чай». – Вот если бы мне чай не давали, я бы компот пил, – парирует Александр. В школьной столовой стук ложек слышен уже отовсюду, хозяйка только успевает поворачиваться – обслуживает ребятню. Говорит, про каждого может рассказать, какие у него пристрастия в еде. Только мы успели отвернуться, а Елена Игоревна вновь у стола, где разместились с подносами уже семиклашки. – Почему это вы свекольный салат не едите? Давайте-ка, давайте-ка. Я проверю. Девчонки из 7-а класса возвращаются к отставленным тарелкам с салатом. На вопрос, часто ли к ним подходит Елена Игоревна и смотрит, как они съедают то, что взяли на обед, одна из учащихся, Марина, отвечает – часто. – Что больше всего нравится из того, что готовит Елена Игоревна? – Борщ, котлеты, подливка очень вкусная, пицца, – наперебой говорят семиклассники. – И пирожки еще, – добавляет Настя Кузнецова. Про первое – с картинками Елена Игоревна немного освободилась, и мы не преминули засыпать ее вопросами. – Вы, действительно, знаете всех детей в школе и их предпочтения? – Сказать, что знаю всех учеников в школе, наверное, будет преувеличением, но тех, кто ходит в столовую, знаю. Маленьких всех по именам называю, одиннадцатиклассников. А когда ребят по имени называешь, им и самим это нравится. И настроение повышается. Старшие девочки у меня все принцессы, а маленькие – крошечки-хаврошечки… – Ребята говорят, что борщ и пицца им нравятся больше всего. Понятно, что заставить, например, подростков, привыкших к фаст-фуду, разного рода «бомжарикам», регулярно есть первое – задача трудновыполнимая... – А я маленьким всегда про первое рассказываю в картинках. Вот, говорю, когда пальчики сильно потереть друг о друга, они краснеют. Становится больно. Также и внутри у вас кишки трутся, трутся, краснеют, а если долго не есть первое, то получится дырочка. Вас будут лечить, и ничего нельзя будет есть вкусного: ни мороженое, ни пирожное. Все время придется есть только то, что скажет доктор. Они послушают, послушают и начинают есть и супы, и борщи, – делится завстоловой. – Кем составляется меню? – Оно комплексное, составлено специалистами, в нем посчитаны и белки, и жиры, и углеводы – каждая калория на своем месте. То есть во всех школах меню одинаковое, просто пища по-разному приготовлена. Дети, как правило, любят пюре, котлеты, пиццу очень уважают. Но пицца у нас не простая – школьная, в начинке только томат-паста, другие соусы не допускаются, сосиски детские и сыр. Больше туда ничего не входит. – Как Вы встретили ребятишек после каникул? Наверное, похудели без фирменных пирожков? – Я всегда их встречаю после каникул, спрашиваю, как провели лето, как себя чувствуют. Как выросли, какие большие стали… А после Нового года мне ребятки рассказывают, какие подарки им подарили. Так что я все-все знаю. – А бывает, что дети отказываются от еды, говорят: невкусно? – Бывает. Я всегда на это спрашиваю: почему вы говорите, что невкусно? Отвечают: не любим. Одно дело не любить, а другое – сказать невкусно, это две, как говорится, большие разницы. Когда говоришь «невкусно» – это значит, что я плохо приготовила, а когда «не люблю» – это дело исключительно вашего вкуса. Сейчас уже ребята понимают разницу. Целый карман карамелек для первоклашек Кстати, в школьной столовой есть дежурство, и первоклашки сами за собой убирают посуду, протирают столы. А чтобы им было интересно, Елена Игоревна покупает маленькие карамельки. Вот, казалось бы, простенькая конфетка, дома у ребят есть гораздо лучше… «Но эту-то он заработал. Видели бы вы, с каким чувством ребенок бежит к одноклассникам, получив эту карамельку. В следующий раз малыш дежурит с удовольствием, ему это нравится, и стимул есть. У нас такая практика уже третий год», – рассказывает Елена Игоревна. Ребятишки, которые подросли, самостоятельно помогают малышам: они же уже большие, а первоклассники маленькие. С такой гордостью несут им поднос. «Проблема, – говорит хозяйка школьной столовой в заключение, - сейчас в одном – нехватка поваров. Не идут работать специалисты общепита в школу, хотя с детьми-то интересно». Татьяна Крюкова Фото Юрия Тараканова |