Быть как все Печать
Автор: Светлана Кутузова   
25.04.2012 12:16

Рядом с нами находятся люди, которые мечтают быть как все и жить как все, то есть самой обычной жизнью: учиться в школе, спешить на работу, ходить в магазины, бегать на лыжах... Но судьба ограничила их физические возможности, и им приходится преодолевать себя, чтобы добиться того, что всем остальным дается без усилий.

В этом преодолении огромную роль играет коррекционная школа «Возможность». Само название определяет ее главную задачу: помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья добиться результатов, которые позволят ему получить знания и навыки, адаптироваться к жизни в обществе. В этом году коррекционная школа отмечает 20-летие.

… «Наши педагоги творят чудеса. Когда глухие дети поют на сцене – невозможно передать словами обуревающие чувства». «Я плакала от счастья и неслась как на крыльях в школу, чтобы сообщить всем, что Ваня сказал слово «дом»! «Самое страшное горе – это больной ребенок, и мы – в эпицентре этого горя». «Наш выпускник устроился дворником – у нас праздник!» – это фразы из разговора с учителями школы. Они здесь необыкновенные, другие просто не задерживаются. Мало того, что нужно доброе сердце, исполненное безграничной любви, сострадания, терпения, надо быть профессионалом самой высокой марки. Дети в этой школе обучаются по индивидуальным программам, которые для каждого разрабатывают педагоги на основе базовых, исходя из особенностей психофизического развития и возможностей ребенка. Программ несколько видов: для глухих, для слабослышащих, для детей с нарушением речи, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью.

Важное уточнение: здесь обучают как по коррекционной программе, так и по общеобразовательной. В зависимости от этого после сдачи экзаменов выпускник получает либо аттестат, либо свидетельство об окончании этого учебного заведения.

У школы несколько отделений в разных частях города. Мы побывали в том, что расположено в гимназии №11. Здесь занимаются дети постарше. Обучаются ребята в малых группах, иногда в группе два, а то и один ученик. Стены рекреации увешаны рисунками, выполненными с таким мастерством, что диву даешься. Поясняют, что это заслуга учителя рисования и черчения Светланы Николаевны Авдеевой, которая в этом году удостоилась гранта от ОИЯИ. Привлекают внимание выпиленные из дерева поделки. Мастерят их ребята на уроках труда под руководством преподавателя Павла Леонидовича Лебедева. Уроки труда и СБО – социально-бытовой ориентации (на них обучают бытовым навыкам) – самые важные для детишек с умственной отсталостью и с задержкой психического развития. Как говорит преподаватель СБО (и заместитель директора по безопасности) Вероника Алексеевна Строганова, для некоторых детей научиться собирать и разбирать портфель – как для кого-то написать докторскую диссертацию.

Вероника Строганова – одна из старожил школы, ее стаж 18 лет. Столько же здесь учит детей с самым тяжелым диагнозом – умственная отсталость – Цветана Александровна Бариньяк. Учитель начальных классов Светлана Алексеевна Макарова трудится с основания школы, как и социальный педагог Татьяна Алексеевна Григорьева. Про Татьяну Алексеевну так и говорят: «Она вынянчила школу». (И продолжает «нянчить»: весь город на ноги поставит, если вдруг ребенок начнет без причины пропускать уроки, родителям – она лучший друг и помощник в разрешении проблем). 17 лет в этих стенах преподают учителя начальных классов Светлана Семеновна Шишлянникова (лауреат конкурса «Лидер образования» и обладатель гранта от ОИЯИ в 2011 году), Евгения Вячеславовна Смирнова, Елена Иосифовна Федотова, учитель русского языка и литературы Галина Владимировна Евдокимова. Всех не перечислишь…

А начиналась школа… с комнатки в городском управлении народного образования, педсоветы проводили на скамейке в сквере возле здания горкома партии. Родоначальницей школы была Людмила Андреевна Сеннер, человек уникальный во всех отношениях. Огонь, воду и медные трубы пришлось пройти, чтобы внедрить в жизнь совершенно новую для города идею – образовывать детей-инвалидов в специальной школе. С первыми потенциальными учениками Людмила Андреевна знакомилась в качестве Снегурочки. Вместе с Дедом Морозом и подарками она обходила семьи, где были дети-инвалиды…

Третий год школу возглавляет директор Валерия Анатольевна Смирнова. В коллективе ее очень уважают и ценят: «Она уникально порядочный человек. Душой болеет за учеников, за учителей, за родителей». Согласитесь, для руководителя очень лестное определение. К тому же она профессионал, до этого назначения работала учителем в этой же школе, была лауреатом смотра «Учитель года».

Кстати, ребята этой школы «учителем года» называют своего любимого преподавателя Антона Владимировича Никанорова. Он пришел сюда пять лет назад после окончания исторического факультета Московского педагогического института (бывшего им. Ленина) да так и остался. Как говорит другой молодой специалист, психолог Ольга Владимировна Кузнецова, чтобы здесь работать, надо к детям прикипеть сердцем. И сама Ольга, и все, кто здесь трудится, прикипели к своим воспитанникам сердцем. Завуч Галина Павловна Рыбакова говорит, что учителя школы невозможное делают возможным, поэтому им нет цены.

Директор Валерия Анатольевна Смирнова высокого мнения о педагогическом коллективе: «За годы существования школы сложился профессиональный, творчески работающий педагогический коллектив. Все педагоги имеют либо дефектологическое образование, либо прошли повышение квалификации коррекционной направленности. Задача обеспечения каждого учащегося достаточным уровнем знаний и воспитания полноценной личности осуществляется через тесное взаимодействие всех специалистов: учителей-предметников, логопеда, социального педагога, психолога, учителя музыки, учителя труда. Занятия в 15 школьных кружках успешно помогают реабилитации ребятишек: стимулируют работу рук, совершенствуют мышление, память, повышают самооценку личности. Кроме того, традиционными стали экскурсии по городу, ведь для детей с ограниченными возможностями так важно чаще выходить за пределы школы и дома, больше общаться». К слову, проведение экскурсий стало возможно благодаря благотворительности организаций. Список благотворителей велик: это и компания «Экомебель», и ООО «РАТА-Экспресс», и компания «Нордавинд-Дубна», и многие другие. Неоценимую помощь оказывают гимназия №11 и школа №9, где располагаются отделения, школа №1, где в спортивном зале занимается кружок «Дельфика», ДС «Радуга», где дети бесплатно посещают бассейн.

Выходили мы из школы «Возможность» вместе с ее воспитанниками, они влились в общую массу гимназистов, заполнивших рекреацию гимназии. И было отрадно это видеть. Они были как все…

Светлана Кутузова