СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Загадка – стимул науки PDF Печать E-mail
Автор: Встреча   
22.12.2011 12:03

 

На семинаре, прошедшем 3 декабря в Музее истории науки и техники ОИЯИ, научные доклады читали дети из кружка «оригами».

 

С чего начинается ученый? Как увидеть, распознать в юном школьнике будущего гения? Привычный критерий – школьные оценки – не всегда себя оправдывает. Известно, что многие из величайших умов совсем не блистали в школе. Так, например, Исааку Ньютону с трудом давались физика и математика, и в классе он был одним из худших учеников; учитель Бетховена считал его совершенно бездарным; отец Родена, великого скульптора, говорил: «У меня сын – идиот. Он трижды не поступил в школу искусств». Что же по этому поводу говорят сами прославленные гении?  «Самое прекрасное, что мы можем увидеть в жизни – это загадочность. Она является источником всякого настоящего искусства или науки» – Альберт Эйнштейн. Именно ее, эту загадочность мира видят наши дети. Их живо занимает то, что для многих взрослых стало привычным и  скучным. Драгоценная способность! Она побуждает детей всегда и везде задаваться вопросами «а как?», «а почему?», «а зачем?» и интересоваться самыми разнообразными вещами. Само  слово «интерес» (лат. Interesse) переводится как  «быть важным, иметь значение». Для детей все эти вопросы действительно важны и имеют первостепенное значение. Внимание взрослых к  первым попыткам исследовать мир и есть тот навигатор, который поможет найти в ребенке талант, превратить задатки в способности.

 

Последняя декада ноября была посвящена празднованию 300-летнего юбилея со дня рождения первого российского ученого-естествоиспытателя мирового значения М.В.Ломоносова. Эта знаменательная дата по решению 35-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была включена в Список памятных дат человечества и сегодня широко отмечается во всем мире. Во многих  странах прошли праздничные выставки, научные конференции, «круглые столы», посвященные наследию русского гения. Не остался в стороне и наш город. Среди разнообразия  юбилейных мероприятий  одно выделяется своей необычностью.

Речь пойдет о научно-практическом семинаре, прошедшем 3 декабря в Музее истории науки и техники ОИЯИ, где в качестве докладчиков выступали дети. Все выступавшие – воспитанники академического детского коллектива «Оригами» (центр «Дружба»), которым руководит И.В. Глаголева, педагог высшей квалификации. Ирина Викторовна смогла создать сплоченный коллектив детей и их родителей, и вместе с ними находит такие формы организации деятельности ребят, которые развивают их самостоятельность, познавательный интерес, творческую инициативу. Не стал и исключением и прошедший семинар. Костя Назаров (10 лет) с докладом на тему «Исследование отдельных ископаемых организмов каменноугольных и юрских отложений Русской платформы» буквально покорил публику. Никак не верилось, что школьник младших классов не просто увлечен палеонтологией, но и легко ориентируется в классификации и латинских названиях древних представителей флоры и фауны, разбирается в методах их обработки и исследований. Особая гордость Кости – собственная коллекция найденных им ископаемых организмов – произвела на слушателей неизгладимое впечатление. Второй докладчик, Миша  Басс (13 лет),  выступал вместе со своим классным руководителем С.И. Назаровой, учителем  школы №9. Тема доклада – «Геометрия и оригами». Участники семинара  не только узнали о способах изготовления квадрата из листа бумаги произвольной формы, решениях геометрических задач методами оригами, технике выполнения пространственных фигур. Но с помощью Михаила и сами попробовали освоить азы  геометрического оригами. Получилось весело и познавательно. Самый младший докладчик Арсений Большаков (9 лет) занимается оригами уже 4 года, поэтому неудивительно, что он выбрал тему «Применение методов оригами в науке, технике и медицине». Оригами (японское искусство создания бумажных фигурок) насчитывает более двух тысяч лет. Его история полна ярких страниц. Современные ученые и исследователи вписывают в нее все новые и новые. Принципы трансформирования плоскости в трехмерную структуру, необычные свойства  складчатых структур и другие особенности древнего искусства нашли применение в промышленном дизайне, в области космических исследований, в автомобильной промышленности и многих других отраслях.

Семинар, посвященный памяти Михаила Ломоносова не был похож на некое официальное мероприятие, проведенное для отчета. В стенах музея собрались люди неординарные, далекие от обывательского взгляда на мир, готовые узнавать новое и неизведанное. Докладчики – дети  творческие, разносторонне одаренные. Костя отлично играет в теннис, хорошо рисует, Миша может много рассказать о гигантских ахатинах, брюхоногих моллюсках,  Арсений пишет прекрасные сказки и стихи. Подобные встречи дают этим ребятам возможность попробовать свои силы на новом для них поприще.

«...Сначала я делал открытия всем давно известные, потом не так давно известные, а потом и совсем новые...» – говорил К. Э. Циолковский. Будем надеяться, что первые шаги, сделанные юными исследователями, окажутся началом большого пути в науку.


Ирина Семенова

Обновлено 22.12.2011 12:15
 
 
< Декабря 2011 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.