Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

У ремесла не без промысла PDF Печать E-mail
Автор: Светлана Кутузова   
23.11.2011 08:13

Чему здесь учат, можно увидеть уже на подходах к симпатичному зданию техникума ГОУ СПО МО «Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», что работает в Талдоме.

Так называемые малые формы украшают газоны возле училища. Лестница, что ведет на второй этаж, оформлена с таким изяществом, что с места не сдвинешься, пока не налюбуешься, – это дипломная работа выпускницы Марины Герасимовой. И тут же новое приятное открытие – радужное окно-витраж, дипломная работа Кати Куликовой. А следом фонтан, кошки, вазы… И даже расписные стол и стул у гардеробщицы Любови Алексеевны –  дипломная работа одного из выпускников.

Художественные изделия должны служить альма-матер, считают в училище, а потому дипломные работы по большей части вписаны в интерьер и экстерьер. Мало осталось в здании уголков, которые пока еще не украшены с любовью и фантазией. Например, помещение буфета – новое поле деятельности для будущих выпускников.

О натуре и замалевке

Проводит нашу экскурсию по училищу его директор Татьяна Викторовна КУЛИКОВА, человек, влюбленный в искусство, в учеников и преподавателей. Вместе любуемся на ученическую выставку академического рисунка. Преподает рисунок талантливый педагог Александр Борисович ЗВЕРЕВ. «Рисунок – основа любого промысла, – говорит Татьяна Куликова. – Без академической живописи хорошего мастера не подготовишь». Направляемся в мастерскую рисунка, но на двери табличка: «Не входить!» Она висит всякий раз, когда идет работа с обнаженной натурой. На мой взгляд, рисунок с натуры – самое трудное художество, но ребята с успехом справляются. Этому доказательство – стены училища – сменная выставка студенческих работ с натуры.

Вместе с Александром Викторовичем СИМОНОВЫМ заходим в мастерскую лаковой миниатюры, где в шкафчике сохнут шкатулки, изготовленные студентами. Это, так сказать, итог, а чтобы его достичь, требуется сначала пройти трудную школу под руководством молодого педагога, кстати, выпускницы этого училища, Светланы Николаевны ЧИКОВОЙ. Четыре ученицы склонились над крошечными листочками – постигают секреты стадий создания лаковой миниатюры. Одна осваивает так называемую замалёвку (пятнами покрывает листок). Вторая – перемалёвку (прорисовывает детали), третья – бликовку, окончательный этап письма. «Что самое трудное?» – интересуемся у педагога. «Самое трудное – понять смысл письма, выполнить грамотно все стадии. Это очень кропотливая и трудоемкая работа», – говорит Светлана Николаевна.

Что касается трудоемкости каждого изделия, то с этим вряд ли кто поспорит, потому, кроме таланта, от студентов требуется невероятная усидчивость. Например, на керамическую вазу уходит месяц работы. Но одной усидчивости недостаточно.

О творческой интуиции

Главное – усвоить назубок технологический процесс и следовать ему неукоснительно. Иначе твое выношенное, выстраданное произведение растрескается, отслоится, рассыплется. В этом мы убедились в лаборатории керамики, где опытнейший педагог-керамист Виталий Александрович КАРАЧИН продемонстрировал нам изделие, при создании которого чуть-чуть отступили от технологии – и вот результат, вместо радости огорчение. Можно ли помочь горю? Можно, но сложно, и этому педагог тоже учит. Мастерская сплошь заставлена керамическими изделиями больших форм. У огромного красавца слона бивни прикрыты полиэтиленом. До окончательного выхода в свет ему еще предстоит прошагать немалый путь: сушку, раскраску, муфельную печь.

«В керамике важна интуиция, – говорит Виталий Александрович. – Например, надо, чтобы глина еще лепилась, но уже не усаживалась». Угадать это могут только руки. Создание малых керамических форм (фигурок животных, людей, сказочных персонажей), с которых начинается обучение, – хорошее подспорье в постижении тайн мастерства.

Походили мы по мастерским-лабораториям и, честно признаемся, позавидовали студентам. Сколько всего удивительного они узнают, какими замечательными навыками овладевают. Вот уж точно, без куска хлеба ни в какую годину не останутся!

С нами соглашается первокурсница Мария СОЛОВЬЕВА. Оказалось, она наша землячка, ездит на занятия из Дубны. Возраст у нее уже не студенческий, но внутренняя потребность создавать прекрасное своими руками подвигла ее к действию. Услышала от знакомых, что в Талдоме есть первоклассное училище прикладного искусства, решила поступить туда. Учеба настолько захватывает, что она и дома не расстается с кисточкой. Муж не перестает удивляться и радоваться, насколько сильно жена увлечена новым делом.

Преемственность традиций

Родилось училище в 2004 году с легкой руки тогдашнего директора талдомского лицея «Школа искусств», заслуженного работника культуры РФ Алексея Алексеевича Цветкова. (К слову, «Школа искусств» напоминала, ни много ни мало, Царскосельский лицей). Алексей Алексеевич лелеял мечту о преемственности в художественном образовании, в результате его хлопот на базе лицея открыли училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Учредителем его стало Министерство культуры Московской области. Надо заметить, что лишь шесть художественных училищ удостоились такой чести.

Сегодня здесь обучают четырем специальностям: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, социально-культурная деятельность, народное художественное творчество, дизайн.

«По этим дисциплинам мы действительно можем очень много дать, – говорит Татьяна Викторовна. – Наша задача – подготовить мастеров в различных направлениях народного творчества, чтобы не умирали народные традиции и не уходили народные промыслы».

Обучение проводится на базе 9 и 11 классов, как бесплатно, так и платно. Те, кто пришел после 9 класса, изучают общеобразовательные предметы, могут участвовать в сдаче ЕГЭ. Наряду с очной действует заочная форма обучения по специальностям народное художественное творчество (НХТ) и социально-культурная деятельность (СКД). Кстати, многие руководители художественных коллективов Северного Подмосковья используют возможность получить специальные знания. (Нередко имея за плечами высшее образование).

Сейчас в училище овладевают знаниями почти 70 человек. «Все дети у нас, как на ладошке, – с улыбкой замечает директор. – Потому внимания каждому хватает с лихвой». Внимания, прямо скажем, домашнего. Помимо горячих обедов, которые доставляются по договору из талдомской школы, здесь есть буфетная с микроволновкой и кулером. Можно разогреть прихваченную из дома еду. Туалеты оснащены душем (!). В училище работает художественный салон, где можно купить все необходимое для творчества, по цене ниже, чем в магазинах. Само здание – просто с иголочки. Одним словом, только учись! Лодырей здесь не любят, да они и не задерживаются в этих стенах. Уж очень это нелегкий труд – творить.

Кадры решают все

Зал, где выставлены работы ребят, напоминает музей народного творчества, осталось только прилепить таблички «Руками не трогать!» Глядя на подносы, глиняные скульптуры, фаянсовые вазы, расписную утварь, не перестаешь восхищаться. А ведь многие из создателей этих шедевров пришли в училище, не имея начальной художественной подготовки. (Кстати, в училище работают подготовительные курсы).

На многочисленных выставках, в которых студенты училища участвуют, они собирают дипломы, грамоты и кубки. А последняя выставка в Дубне вызвала самые восторженные отклики зрителей. Здесь есть свои «звездочки» – это Дмитрий Симонов, Катя Удавихина, Александра Макарова, Маша Белоус и др.

Не так давно на радио «Россия», вещающее на многомиллионную аудиторию, прозвучали имена трех выпускниц талдомского училища. Они пришли работать на фабрику в Жостово, знаменитую своими подносами, и там ими вполне довольны. Что может быть дороже такого признания?

Директор училища согласна с тем, что кадры решают все. Студенты боготворят преподавателя лаковой миниатюры – члена Союза художников Александра Викторовича СИМОНОВА, и никогда его уроки не прогуливают. Сумел увлечь ребят и художник Владимир Васильевича ВАСИЛЕВСКИЙ (кстати, он наш, дубненский), преподаватель дизайна – одного из самых нынче востребованных направлений искусства. А таких мастеров народного костюма, как Елена Валерьевна КУМАНИЧКИНА, еще поискать. На «ура» проходят занятия по батику методиста училища Екатерины Сергеевны ГРАФОВОЙ. Жаль, что не со всеми преподавателями нам удалось познакомиться, некоторые из них повышали свою квалификацию на курсах в Суриковской академии.

У талдомского училища тесная связь и со знаменитой Строгановкой. А недавно студенты брали уроки мастерства у самого Зураба Церетели. Практику они проходят на Федоскинской и Жостовской фабриках, а также на Вербилковском фарфоровом заводе. Словом, впитывают временем отшлифованный опыт, проникаются вековыми традициями, учатся самовыражению в рукотворном деле.

…Покидали мы училище под веселое пение и характерное притопывание, доносившиеся из лаборатории народного музыкального творчества: «Приходи ко мне, милёнок, угощу конфетами…»

Светлана Кутузова

Фото Веры Коренсковой

 

Чему здесь учат, можно увидеть уже на подходах к симпатичному зданию техникума ГОУ СПО МО «Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», что работает в Талдоме.
Так называемые малые формы украшают газоны возле училища. Лестница, что ведет на второй этаж, оформлена с таким изяществом, что с места не сдвинешься, пока не налюбуешься, – это дипломная работа выпускницы Марины Герасимовой. И тут же новое приятное открытие – радужное окно-витраж, дипломная работа Кати Куликовой. А следом фонтан, кошки, вазы… И даже расписные стол и стул у гардеробщицы Любови Алексеевны –  дипломная работа одного из выпускников.
Художественные изделия должны служить альма-матер, считают в училище, а потому дипломные работы по большей части вписаны в интерьер и экстерьер. Мало осталось в здании уголков, которые пока еще не украшены с любовью и фантазией. Например, помещение буфета – новое поле деятельности для будущих выпускников.
О натуре и замалевке
Проводит нашу экскурсию по училищу его директор Татьяна Викторовна КУЛИКОВА, человек, влюбленный в искусство, в учеников и преподавателей. Вместе любуемся на ученическую выставку академического рисунка. Преподает рисунок талантливый педагог Александр Борисович ЗВЕРЕВ. «Рисунок – основа любого промысла, – говорит Татьяна Куликова. – Без академической живописи хорошего мастера не подготовишь». Направляемся в мастерскую рисунка, но на двери табличка: «Не входить!» Она висит всякий раз, когда идет работа с обнаженной натурой. На мой взгляд, рисунок с натуры – самое трудное художество, но ребята с успехом справляются. Этому доказательство – стены училища – сменная выставка студенческих работ с натуры.
Вместе с Александром Викторовичем СИМОНОВЫМ заходим в мастерскую лаковой миниатюры, где в шкафчике сохнут шкатулки, изготовленные студентами. Это, так сказать, итог, а чтобы его достичь, требуется сначала пройти трудную школу под руководством молодого педагога, кстати, выпускницы этого училища, Светланы Николаевны ЧИКОВОЙ. Четыре ученицы склонились над крошечными листочками – постигают секреты стадий создания лаковой миниатюры. Одна осваивает так называемую замалёвку (пятнами покрывает листок). Вторая – перемалёвку (прорисовывает детали), третья – бликовку, окончательный этап письма. «Что самое трудное?» – интересуемся у педагога. «Самое трудное – понять смысл письма, выполнить грамотно все стадии. Это очень кропотливая и трудоемкая работа», – говорит Светлана Николаевна.
Что касается трудоемкости каждого изделия, то с этим вряд ли кто поспорит, потому, кроме таланта, от студентов требуется невероятная усидчивость. Например, на керамическую вазу уходит месяц работы. Но одной усидчивости недостаточно.
О творческой интуиции
Главное – усвоить назубок технологический процесс и следовать ему неукоснительно. Иначе твое выношенное, выстраданное произведение растрескается, отслоится, рассыплется. В этом мы убедились в лаборатории керамики, где опытнейший педагог-керамист Виталий Александрович КАРАЧИН продемонстрировал нам изделие, при создании которого чуть-чуть отступили от технологии – и вот результат, вместо радости огорчение. Можно ли помочь горю? Можно, но сложно, и этому педагог тоже учит. Мастерская сплошь заставлена керамическими изделиями больших форм. У огромного красавца слона бивни прикрыты полиэтиленом. До окончательного выхода в свет ему еще предстоит прошагать немалый путь: сушку, раскраску, муфельную печь.
«В керамике важна интуиция, – говорит Виталий Александрович. – Например, надо, чтобы глина еще лепилась, но уже не усаживалась». Угадать это могут только руки. Создание малых керамических форм (фигурок животных, людей, сказочных персонажей), с которых начинается обучение, – хорошее подспорье в постижении тайн мастерства.
Походили мы по мастерским-лабораториям и, честно признаемся, позавидовали студентам. Сколько всего удивительного они узнают, какими замечательными навыками овладевают. Вот уж точно, без куска хлеба ни в какую годину не останутся!
С нами соглашается первокурсница Мария СОЛОВЬЕВА. Оказалось, она наша землячка, ездит на занятия из Дубны. Возраст у нее уже не студенческий, но внутренняя потребность создавать прекрасное своими руками подвигла ее к действию. Услышала от знакомых, что в Талдоме есть первоклассное училище прикладного искусства, решила поступить туда. Учеба настолько захватывает, что она и дома не расстается с кисточкой. Муж не перестает удивляться и радоваться, насколько сильно жена увлечена новым делом.
Преемственность традиций
Родилось училище в 2004 году с легкой руки тогдашнего директора талдомского лицея «Школа искусств», заслуженного работника культуры РФ Алексея Алексеевича Цветкова. (К слову, «Школа искусств» напоминала, ни много ни мало, Царскосельский лицей). Алексей Алексеевич лелеял мечту о преемственности в художественном образовании, в результате его хлопот на базе лицея открыли училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Учредителем его стало Министерство культуры Московской области. Надо заметить, что лишь шесть художественных училищ удостоились такой чести.
Сегодня здесь обучают четырем специальностям: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, социально-культурная деятельность, народное художественное творчество, дизайн.
«По этим дисциплинам мы действительно можем очень много дать, – говорит Татьяна Викторовна. – Наша задача – подготовить мастеров в различных направлениях народного творчества, чтобы не умирали народные традиции и не уходили народные промыслы».
Обучение проводится на базе 9 и 11 классов, как бесплатно, так и платно. Те, кто пришел после 9 класса, изучают общеобразовательные предметы, могут участвовать в сдаче ЕГЭ. Наряду с очной действует заочная форма обучения по специальностям народное художественное творчество (НХТ) и социально-культурная деятельность (СКД). Кстати, многие руководители художественных коллективов Северного Подмосковья используют возможность получить специальные знания. (Нередко имея за плечами высшее образование).
Сейчас в училище овладевают знаниями почти 70 человек. «Все дети у нас, как на ладошке, – с улыбкой замечает директор. – Потому внимания каждому хватает с лихвой». Внимания, прямо скажем, домашнего. Помимо горячих обедов, которые доставляются по договору из талдомской школы, здесь есть буфетная с микроволновкой и кулером. Можно разогреть прихваченную из дома еду. Туалеты оснащены душем (!). В училище работает художественный салон, где можно купить все необходимое для творчества, по цене ниже, чем в магазинах. Само здание – просто с иголочки. Одним словом, только учись! Лодырей здесь не любят, да они и не задерживаются в этих стенах. Уж очень это нелегкий труд – творить.
Кадры решают все
Зал, где выставлены работы ребят, напоминает музей народного творчества, осталось только прилепить таблички «Руками не трогать!» Глядя на подносы, глиняные скульптуры, фаянсовые вазы, расписную утварь, не перестаешь восхищаться. А ведь многие из создателей этих шедевров пришли в училище, не имея начальной художественной подготовки. (Кстати, в училище работают подготовительные курсы).
На многочисленных выставках, в которых студенты училища участвуют, они собирают дипломы, грамоты и кубки. А последняя выставка в Дубне вызвала самые восторженные отклики зрителей. Здесь есть свои «звездочки» – это Дмитрий Симонов, Катя Удавихина, Александра Макарова, Маша Белоус и др.
Не так давно на радио «Россия», вещающее на многомиллионную аудиторию, прозвучали имена трех выпускниц талдомского училища. Они пришли работать на фабрику в Жостово, знаменитую своими подносами, и там ими вполне довольны. Что может быть дороже такого признания?
Директор училища согласна с тем, что кадры решают все. Студенты боготворят преподавателя лаковой миниатюры – члена Союза художников Александра Викторовича СИМОНОВА, и никогда его уроки не прогуливают. Сумел увлечь ребят и художник Владимир Васильевича ВАСИЛЕВСКИЙ (кстати, он наш, дубненский), преподаватель дизайна – одного из самых нынче востребованных направлений искусства. А таких мастеров народного костюма, как Елена Валерьевна КУМАНИЧКИНА, еще поискать. На «ура» проходят занятия по батику методиста училища Екатерины Сергеевны ГРАФОВОЙ. Жаль, что не со всеми преподавателями нам удалось познакомиться, некоторые из них повышали свою квалификацию на курсах в Суриковской академии.
У талдомского училища тесная связь и со знаменитой Строгановкой. А недавно студенты брали уроки мастерства у самого Зураба Церетели. Практику они проходят на Федоскинской и Жостовской фабриках, а также на Вербилковском фарфоровом заводе. Словом, впитывают временем отшлифованный опыт, проникаются вековыми традициями, учатся самовыражению в рукотворном деле.
…Покидали мы училище под веселое пение и характерное притопывание, доносившиеся из лаборатории народного музыкального творчества: «Приходи ко мне, милёнок, угощу конфетами…»
Светлана Кутузова
Фото Веры Коренсковой

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Ноября 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 24 25 26 27
28 29 30        

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо