СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Учимся на собственных ошибках Печать
17.11.2011 07:51

Писать о проблемах, связанных с началом отопительного сезона, стало у нас уже традицией. Однако обычно эта тема освещается как-то однобоко. Как правило, в горячие новости попадают только события городского и районного масштаба, типа аварий на теплоцентралях. Между тем, гораздо чаще происходят они в квартирах городских домов, причем значительная часть — аккурат в тот день, когда включают отопление.

 

 

Конечно, каждое такое событие само по себе вряд ли заслуживает внимания широкой общественности. Но пробовал ли кто-то вычислить суммарный объем исков, которые россияне ежегодно предъявляют друг другу по итогам затопления квартир из-за «прорванных батарей» (терминология народная)? Вполне вероятно, что сумма эта превысит годовой бюджет небольшого европейского государства. Значит, пришло время поговорить о проблемах, которые граждане из года в год с завидным упорством создают себе сами.

Чтобы не быть голословными, мы решили изучить ситуацию на конкретном примере «из жизни», а прокомментировать его попросили заместителя директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс»1  Антона Белова и адвоката Алину Домкину.

«Так сложилось, что к ремонту квартиры я приступил только в сентябре, поэтому начать его решил с замены батарей, — рассказывает москвич Евгений Кузнецов (фамилию нашего собеседника мы изменили). — Не имея ни малейшего представления о том, как это делается, я обратился за помощью в РЭП2 , обслуживающее наш дом. Там мне посоветовали поговорить с местным сантехником (назовем его Василием Петровичем), который взялся заменить мне две батареи за 14 тысяч рублей. Впечатление он произвел на меня благоприятное, и я согласился».

Алина Домкина: «Обратившись к Василию Петровичу в частном порядке, Евгений лишил себя права на бесплатное устранение неисправностей и возмещение возможного ущерба в случае возникновения течи в установленных сантехником батареях. Если РЭП, ДЭЗ, управляющая компания или какая-либо другая организация в официальном порядке оказывают услуги по их установке или замене, то это должно быть отражено в прейскуранте. Любые работы проводятся после заключения официального договора, один экземпляр которого остается у заказчика. Факт оплаты подтверждается кассовым чеком, а факт выполнения работ — актом их приемки. В противном случае нет никакой разницы, установил вам батареи Василий Петрович или вы сделали это сами, на свой страх и риск. В случае чего, вина за последствия неправильной установки оборудования ляжет на вас, понесенные убытки вы возместить не сможете, а вот соседи, которых вы зальете, — смогут, и расплачиваться с ними вам придется из своего кармана».

Антон Белов: «Отопительные приборы — неотъемлемая часть общедомовой отопительной системы, любые работы на которой должны проводиться организацией, имеющей на это право, т.е. соответствующую лицензию или аккредитацию. У РЭП она есть, но Василий Петрович, если он выполняет работу не в соответствии с официальным договором, а сам по себе является частным лицом, а не представителем РЭП, выполнять подобные работы в частном порядке не имеет права. Кстати, еще и потому, что отопительная система — потенциальный источник повышенной опасности, ведь температура воды, поступающей в отопительные приборы, может достигать 105°C — это крутой кипяток!»

К этому стоит добавить, что любые работы на отопительной системе можно проводить только в строгом соответствии с проектной документацией. Дело в том, что при проектировании системы отопления рассчитывается мощность каждого отопительного прибора в доме. При этом она может быть различной как для приборов, установленных в разных комнатах одной квартиры, так и для приборов, установленных в комнатах по одному стояку на разных этажах. Поэтому нельзя установить отопительный прибор просто наобум: его тепловая мощность должна быть такой же, как и у старого. Если же все жители будут устанавливать такие приборы, какие им захочется, то произойдет разбалансировка системы, и в результате в одних помещениях будет нестерпимо жарко, а в других — страшно холодно. Где можно взять документацию? Она должна быть в обслуживающей организации (в управляющей компании и пр.). Там вам обязаны выдать заверенный план именно вашей квартиры, на котором будут обозначены отопительные приборы с указанием всех необходимых параметров.

Итак, допустим, вы получили проектную документацию, в соответствии с которой нужно производить работы, и заключили официальный договор с их исполнителем. Что дальше? Очевидно, нужно приобрести отопительные приборы и прочие необходимые материалы.

«Сантехник сказал мне, что следует купить, и я отправился на строительный рынок, говорит Евгений Кузнецов. Здесь я и приобрел все необходимое, ориентируясь на рекомендации продавца».

Алина Домкина: «К выбору места закупки стройматериалов следует подходить ответственно, особенно если речь идет об инженерном оборудовании. Лучше отправиться в строительный гипермаркет или специализированную компанию, а не на рынок. В этом случае вам точно будет известно, кому предъявить претензию, если продукция окажется некачественной».

Антон Белов: «Поручать покупку материалов заказчику — непрофессионально. К договору должна быть приложена смета, включающая как стоимость работ, так и стоимость материалов. Если исполнитель отвечает за результат, то должен закупать их самостоятельно».

«Еще на этапе размышлений о предстоящем ремонте я задумался о том, что было бы неплохо предусмотреть отключение батарей в случае необходимости, продолжает Евгений. Например, в квартире у моего брата на каждой из них установлен автоматический радиаторный терморегулятор. Однако сантехник отговорил меня, сказав, что регуляторы засоряются, в результате чего батарея может вообще не греть».

Антон Белов: «Это лишний раз иллюстрирует низкий уровень квалификации специалиста, который не понимает принцип работы такого относительно простого устройства, как автоматический радиаторный терморегулятор».

Устройство, о котором идет речь, регулирует температуру воздуха в помещении, а не температуру отопительного прибора. Внутри поворотной головки терморегулятора сильфон — герметично запаянный цилиндрический сосуд из эластичного металла с боковой поверхностью в виде «гармошки». Сильфон заполнен термочувствительным веществом. При повышении температуры воздуха в комнате выше установленного вами с помощью рукоятки терморегулятора значения заполняющее сильфон вещество расширяется и растягивает «гармошку», которая перемещает шток клапана, закрывая его затвор и отключая отопительный прибор. Когда температура в комнате снижается, вещество сжимается, и все происходит в обратном порядке: отопительный прибор включается. Не понимая принципа работы терморегулятора, некоторые жители, обнаружив, что «батарея холодная», начинают бить тревогу и звать сантехников, которые, не имея представления об устройстве прибора, немедленно объявляют, что «он засорился».

Следует добавить, что автоматические радиаторные терморегуляторы могут быть различной модификации. Например, терморегуляторы Danfoss, адаптированные для применения в российских отопительных системах, являются полнопроходными (т.е. не затрудняют проток воды) и рассчитаны на рабочее давление до 16 бар.

Теперь, разобравшись с терморегуляторами, мы можем вернуться к Евгению.

«Василий Петрович установил батареи достаточно быстро и, как мне показалось, качественно, вспоминает наш собеседник. Я остался доволен работой и расплатился с ним».

Антон Белов: «Налицо пример безответственности. Закончив работы на системе отопления, специалист обязан провести ее опрессовку, т.е. проверить, как установленное оборудование поведет себя под давлением. Для этого в систему закачивается вода. И даже если вы меняете отопительные приборы посреди лета, когда отопление не работает и стояки пустые, управляющая организаци обязана по вашей заявке подать в стояк холодную воду. Более того, ее представитель (например, техник-смотритель или главный инженер) должен проверить, как выполнена работа, присутствовать при испытаниях. Если испытания прошли успешно, он должен составить и подписать акт ввода в эксплуатацию».

«В день, когда включили отопление, я был на работе. Вернувшись домой, я испытал шок: вся квартира была залита горячей водой, хлеставшей из невидимых при обычном рассмотрении отверстий вдоль шва трубы. Паркет поднялся, а многие вещи оказались испорчены (например, в результате попадания воды сгорел дорогой стабилизатор напряжения для компьютера).

Когда я пришел в РЭП, чтобы как-то разобраться в случившемся, разговаривать со мной никто не захотел. Сантехник Василий Петрович, установивший мне батареи, переделывать что-либо отказался, заявив, что это не его вина и разбираться я должен с теми, кто продал мне бракованные трубы. Но в павильоне на рынке, где я их купил, разговаривать со мной тоже не захотели, послав к «старшему», которого я так и не нашел».

Конечно, по факту эксплуатирующая организация ни при чем: Евгений имел устную договоренность с неким Василием Петровичем — частным лицом, выступающим от своего имени и формально не имеющим никакого отношения к РЭП. Но даже будучи частным лицом, сантехник должен был перед заменой отопительных приборов спуститься в подвал и перекрыть стояк, что в принципе нельзя сделать, если не взять в РЭП ключи от подвала. Получается, что их дают по первому требованию первому встречному. Странно, не правда ли? В этом контексте вопрос о непричастности РЭП к случившемуся предстает совершенно в ином свете.

«Батареи теперь придется переподключить заново, и совершенно точно я уже не обращусь ни с этим, ни с какой-либо другой проблемой в РЭП», подводит итог Евгений Кузнецов.

Он научился на собственном опыте. А вы?

Сергей Кленов

 

1 Крупнейший мировой производитель энергосберегающего оборудования для систем отопления.

2 Ремонтно-эксплуатационное предприятие, аналог ДЭЗ, РЭУ и пр.

 

Последние новости экономики читайте здесь.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.