ЖКХ превратили в воровской семейный бизнес |
20.10.2011 08:17 |
Об этом Дмитрию Медведеву 11 октября доложили на совещании, созванном для проверки хода исполнения поручений Президента РФ.
Ведомства проверку провели. Их начальники доложили президенту об ее предварительных итогах.
Воровать помогают юристы Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин сообщил, что преступники в сфере ЖКХ изобретают новые мошеннические схемы и новые подходы, которые позволяют им похищать бюджетные в том числе средства. Например, понимая, что ведется мониторинг финансовых операций в сфере ЖКХ, участники хищений при заполнении платежных документов уходят от данных, позволяющих идентифицировать юридическое и физическое лицо. Наиболее активно мошенниками используются фирмы-однодневки, которые позволяют дробить суммы доходов с помощью сложных финансовых схем. Как правило, эти суммы либо обналичивают, либо направляют в оффшоры. Общий объем сомнительных операций ежеквартально составляет порядка 10 миллиардов рублей. В качестве меры борьбы с распылением средств, собираемых управляющими компаниями с населения, применили их централизованный сбор на счета расчетно-кассовых центров. Однако на практике расчетно-кассовые центры превращаются в центры манипуляции финансовыми средствами, собранными от коммунальных платежей, и бесконтрольного увода этих денег в наличный оборот либо за рубеж, утверждал Юрий Чиханчин. Он также привел данные статистики, согласно которым собираемость средств с населения за услуги ЖКХ составляет 90–95 %. Из-за отсутствия контроля именно эти деньги через фирмы-однодневки уходят за рубеж. Особенно ловко это делается, когда расчеты переводятся с регионального уровня на межрегиональный (то есть расчетные центры объединяют сразу несколько субъектов Федерации). Подобная схема действует в Центральном федеральном округе и обслуживает коммунальные комплексы сразу нескольких областей. Действия обслуживающих компаний скоординированы и направлены на хищение средств. В настоящее время проходит финансовое расследование перевода таким способом в оффшор 4 миллиардов рублей. Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу объяснил и как конкретно ведутся хищения. Оказывается, для обслуживания мошеннических схем в сфере ЖКХ преступники используют квалифицированные юридические компании, в первую очередь адвокатские. Фактически они управляют жилищным комплексом и выстраивают механизмы хищения средств, а также механизмы банкротства и юридических действий в судебном разбирательстве. Суммы вознаграждений за эти услуги исчисляются в сотнях миллионов, и часть предприятий коммунального комплекса просто оказалась в руках у этих адвокатских компаний. С подобными преступниками нередко связаны и чиновники различного уровня, помогающие мошенникам получать деньги из бюджета. Семейное дело Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев развил тему участия чиновников в хищении средств населения, собранных в сфере ЖКХ. Отдельные главы городов и районов считают сферу ЖКХ своим семейным бизнесом, заявил он. Одни распродавали стратегически важные объекты ЖКХ, водоканалы, тепло-, энергосети по заведомо заниженной стоимости своим ближайшим родственникам и друзьям, другие сдавали объекты ЖКХ в аренду нужным людям практически даром. Так, бывший глава города Кемерово продал городские тепловые сети собственной жене в 11 раз дешевле, чем их реальная стоимость. Стоит 47 миллионов рублей – продал за 4 миллиона. Другой бывший мэр Кемерово передал все водопроводные хозяйства города стоимостью 300 миллионов рублей в аренду на 25 лет всего за 15 тысяч рублей в год. Широко используется другая система – дробление предприятий ЖКХ. В Новокузнецке собственник водоканала раздробил это предприятие на 26 отдельных предприятий. В результате – 26 директоров, 26 офисов. Соответственно, всё это закладывается в тариф. Дмитрий Медведев прокомментировал эти факты так: «Согласен, что зачастую некоторые главы муниципальных образований превращают жилищно-коммунальный сектор в семейный бизнес. Видимо, полагают, что это… нижний уровень государственных отношений, до которого руки ни у кого не дойдут: ни у прокуроров, ни у милиции... Эту схему надо ломать…» Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в нынешнем составе Госдумы Владимир Пехтин рассказал поучительную историю о воровских действиях мошенников в Архангельске. Одна тамошняя управляющая компания «Связькабельстрой-2» перерегистрировалась в Вологде, другая – «Наш дом – Архангельск» – разделилась на 12 компаний. Все свои долги – 600 миллионов рублей – они повесили на жителей города. При этом на ремонт всех сетей в Архангельске требуется 480 миллионов рублей. Свою деятельность такие управляющие компании стали прикрывать общественными организациями. Управляющая компания «Наш дом – Архангельск» создала общественную организацию «Информационный центр защиты прав граждан», которая (по словам Владимира Пехтина) является юридическим и идейным вдохновителем управляющих компаний по методам увода денег. В городе Новодвинске Архангельской области мэр покровительствовал управляющей компании «Жилкомсервис», искусственно не допуская другие компании до управления. Его отстранили от должности. В целом по России в 2011 году возбуждено более 450 уголовных дел, из них 91 – нарушения в сфере ЖКХ. ЖКХ – под государственный контроль! В сферу ЖКХ затянуты триллионы рублей, подчеркнул президент Дмитрий Медведев, подытожив разговор о воровстве в ЖКХ. Эти огромные деньги должны находиться под государственным контролем и под контролем общественных сил, считает он: «Все правоохранительные органы должны включиться в постоянную системную работу в этой сфере – каждый рубль должен быть учтен. Людей, которые участвуют в этом бизнесе, нужно сажать в тюрьму, независимо от постов, званий и партийной принадлежности. Пора спуститься на муниципальный уровень, на уровень муниципалитетов и управляющих компаний». Итогом беседы стали новые поручения Президента РФ для наведения порядка в сфере ЖКХ: 1. Правительству Российской Федерации: а) в срок до 1 февраля 2012 г. внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на усиление государственного жилищного надзора за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги населению; б) в срок до 15 ноября 2011 г. ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на применение механизма «расщепления» платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание; в) в срок до 30 декабря 2011 г. принять меры по недопущению получения гарантирующими поставщиками электрической энергии необоснованных доходов, в том числе за счет перехода от расчета средневзвешенных нерегулируемых цен по числу часов использования мощности к расчету по ценовым категориям; г) в срок до 1 марта 2012 г. обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами; д) в срок до 1 марта 2012 г. представить предложения: по переселению граждан из домов, непригодных для проживания и признанных аварийными после 1 января 2010 г.; по выработке механизмов формирования долгосрочных тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций; по упрощению порядка передачи земельных участков в военных городках в муниципальную собственность; е) в срок до 1 марта 2012 г. рассмотреть вопрос о возможности применения социальной нормы на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги в соответствии с категориями граждан, уровнем их дохода, условиями проживания, категорией жилья, природно-климатическими условиями регионов и другими особенностями проживания. 2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 мая 2012 г.: а) представить предложения по созданию единых расчетных центров по оплате населением жилищно-коммунальных услуг; б) принять меры, направленные на привлечение крупных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 марта 2012 г.: а) организовать работу по расширению добровольной сертификации услуг в жилищно-коммунальной сфере; б) обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение уровня конкуренции на рынке профессионального управления жилищным фондом. По материалам Администрации Президента РФ Читайте еще на эту тему: Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами? |