СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Стратегия есть, мотивации нет Печать
13.10.2011 10:20

Я не из тех, кто предпочитает говорить: все плохо и выход один – всех в отставку. Но рассказ о всероссийской конференции в ОЭЗ «Дубна», проходившей 6-7 октября и посвященной проблемам инновационной системы России, хочу начать с прозвучавшего на ней объективного мнения: «Ситуация с развитием технопарков выглядит катастрофически негативно». Эти слова озвучил заместитель генерального директора ОАО «Особые экономические зоны» по развитию и работе с инвесторами Вадим Дубовик.

 

 

Похожие слова два года назад произнес на такой же конференции в Дубне президент IBS Group Holding Анатолий Карачинский. Видимо, за два года, а может, за последние две недели иссяк оптимизм в деле внедрения инноваций даже у чиновников ОАО ОЭЗ «Дубна», на чьем сайте последняя новость от 16 сентября сообщает: «Владимир Путин отметил, что особые экономические зоны работают успешно».

Истины ради стоит привести мнение Вадима Дубовика о работе особых зон промышленно-производственного типа: «Выбранная модель себя оправдала: объем частных инвестиций существенно превысил объем государственных инвестиций». Правда, тут же замгендиректора ОАО ОЭЗ оговорился, что, к сожалению, в этих промзонах размещаются, в основном, сборочные производства.

Дежа вю

И два года назад, и в прошлом году, и теперь в том же зале Конгресс-центра ОЭЗ «Дубна» опять перечисляли все те же проблемы: государственные льготы не привлекают резидентов в технико-внедренческие зоны, а потому нет очереди на размещение в них. А уже разместившиеся резиденты укоряли: система одного окна продекларирована, но не действует, как обещано.

Например, генеральный директор Центра перспективных технологий Игорь Яминский рассказал, что его предприятие, создающее сканирующие микроскопы для нанотехнологий, собиралось нынешним летом за месяц построить на территории ОЭЗ «Дубна» производственный цех в виде легкого ангара. Однако не вышло. Из-за проблем с согласованием землеотвода и требования строить не ангар, а солидное каменное здание, строительство цеха затянется на пару лет.

Ждем «инновационного человека»

Минэкономразвития, в чьем ведении теперь находятся все особые экономические зоны, разработало проект стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Он представлен на сайте этого ведомства в начале текущего года и с тех пор обсуждается экспертами. Многие проект критикуют. Но как заметила, выступая на конференции в Дубне, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Наталья Иванова, хорошо, что стратегия вообще появилась.

Одной из важных задач в этом документе обозначено формирование «инновационного человека». Звучит забавно. Но смысл у этого понятия вполне разумный. Только активный, критически мыслящий человек, способный поставить себе цель и планомерно ее добиваться, может стать двигателем инновационного процесса.

И это относится к жизни общества в широком смысле: власть любого уровня не должна навязывать обществу свои решения абсолютно. Не грех выслушать и учесть обоснованное мнение обычных жителей (например, о том, где в городе лучше сделать въезд на мост). Его обычно высказывают люди с активной жизненной позицией, которых в нашем вялом обществе пока недостаточно. И значит, активность их государству нужно не давить всеми силами, а использовать – как в производительном бизнесе, так и в построении полноценного гражданского общества. Словом, «инновационный человек» невозможен без «инновационности» самого государства.

«Экономический человек» у нас уже есть, напомнила Наталья Иванова. Государству нужно поставить амбициозные цели и повернуть этого человека в правильном направлении, чтобы он стал «инновационным». Вопрос, когда все это случится.

Нужен внутренний спрос

Недавно менеджер компании «Домолинк» уговорил меня подключить цифровое телевидение. Я согласилась и получила массу хлопот. Сервис при подключении оказался неудобным, модем плохо приспособленным, общение со службой поддержки отбирало слишком много времени. Я отказалась от услуги, поскольку воспользоваться ею мне за неделю так и не удалось. Когда у «Домолинка» появятся сильные конкуренты в сфере легкодоступного цифрового телевидения, то, наверное, эту услугу компания значительно усовершенствует или не будет ее оказывать вообще, если спрос на нее полностью удовлетворят конкуренты.

Внедрение собственных инноваций внутри России упирается в те же проблемы: «сырой» продукт из-за больших затрат никто не хочет запускать в серийное производство, пока на него не появится большой спрос. В это время подобные продукты доводят до совершенства в Китае, формируют мировой спрос на них и вбрасывают дешевый товар на российский рынок. Конкурировать с китайскими инновациями в таких условиях российские производители не могут. Поэтому наши изобретатели открывают производства не в России, а за рубежом – в том же Китае.

Чтобы инновационные товары производили в России, нужно создать внутренний спрос на них, защитив российские товары от сильных конкурентов, например, высокими импортными пошлинами. О необходимости такого шага говорят в нынешней предвыборной гонке и коммунисты, и центристы, и «яблочники». Этот же тезис звучал почти в каждом выступлении на конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы РФ» в Дубне». Действовать нужно путем государственного протекционизма и госзакупок, единодушно советовали многие участники конференции. Причем активность в поддержке инновационной деятельности должен проявлять не только федеральный центр, но и регионы, и даже муниципалитеты. Кстати, в проекте инновационной стратегии-2020 Минэкономразвития предусматривает такой «ход конем», но без указания конкретных сроков.

Инновационная среда – это...

Докладывая о стратегии-2020, заместитель директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Григорий Сенченя подчеркнул, что бизнес более чувствителен к благоприятной среде, чем к финансовым вливаниям. Следовательно, повышение в обществе престижа инновационной деятельности, формирование ее культуры – важная задача системы образования и средств массовой информации.

Одна из секций Всероссийской конференции в ОЭЗ «Дубна» была посвящена освещению инноваций средствами массовой информации. Поскольку практически все новое и перспективное базируется на научном знании, то речь шла большей частью о том, как представлена современная наука в зеркале СМИ. Представлена чаще примитивно или даже искаженно, с горечью констатировал ответственный секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов.  Сообщения типа «по словам известных ученых, в подземелье под Женевой обнаружена черная дыра» к науке вообще не имеют никакого отношения. И совершенно недопустимо присутствие на страницах газет гороскопов, материалов, пропагандирующих лженауку и мракобесие, рекламы гадалок, народных целителей, экстрасенсов и чародеев. Общество деградирует от такой информации.

Кстати, инновационная стратегия-2020 предусматривает с участием телевизионных каналов, финансируемых государством, проработать вопрос о создании научно-популярного развлекательного телеканала. Обещана стратегией и конкурсная поддержка издания научно-популярной литературы, периодических печатных изданий, радиопередач, интернет-ресурсов, посвященных научной и изобретательской деятельности, достижениям в области науки и техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской деятельностью. Есть там идея создать в регионах России современные музейные комплексы, посвященные научно-технической и инновационной деятельности и содействующие повышению интереса общества, и в первую очередь – детей и молодежи к инновационной деятельности. Посмотрим, что из этого выйдет.

Наталия Теряева

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.