Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Наслаждаться и гордиться русским искусством Печать
14.03.2019 00:00

Произведения трех гениев русской музыкальной культуры украшают афиши концертов Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, которые пройдут 15 марта в Большом зале Московской консерватории и 16 марта - в ДК «Мир» г. Дубны: Римский-Корсаков - Симфоническая картина «Садко», Рахманинов - «Симфонические танцы», Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром. Два первых сочинения прозвучат в Дубне впервые.

Когда в 1985 году гардемарин Римский-Корсаков вернулся из длительного плавания, полный морских впечатлений, его товарищ по «Могучей кучке» Мусоргский предложил ему написать сочинение, посвященное образу героя многих старинных русских былин - новгородскому гусляру Садко. Партитуре Римский-Корсаков предпослал посвящение и предисловие, излагающее события, отображенные в музыке: «Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиан-море и стало ломать-топить корабли... Но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилась пляска, и море затихло...»

Музыка «Садко» всегда вызывает изумление и восхищение слушателей. «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн - это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного», - писал А.Н. Серов. С премьеры «Садко» за Римским-Корсаковым прочно утверждается авторитет первого оркестрового мастера русской музыки, непревзойденного музыканта-живописца.

***

Летом 1940 года Рахманинов, одолеваемый мыслями о дочери, оставшейся в оккупированном немцами Париже, о России, о судьбе Европы, с огромным напряжением и в небывало короткий срок создал свое последнее симфоническое сочинение, которое первоначально назвал «Фантастические танцы», а позднее - «Симфонические танцы». В этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Первоначально он собирался дать частям его программные названия: I - «День», II - «Сумерки», III - «Полночь», очевидно имея в виду не время суток, а стадии человеческой жизни, однако в окончательной редакции отказался от программных объяснений.

«Симфонические танцы» Рахманинов посвятил Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. Первое их исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В России «Симфонические танцы» прозвучали впервые 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Н. Голованова. «Симфонические танцы» приобрели в исследовательском и слушательском обиходе репутацию некоего музыкального иносказания, тайного шифра, повествующего языком музыки о сущностях философского порядка: добре и зле, Боге и дьяволе.

***

Концерт для скрипки с оркестром Чайковского создан в пору высокого творческого подъема, вскоре после окончания «Евгения Онегина» и Четвертой симфонии, и не уступает Первому фортепианному концерту по яркости материала и мастерству его разработки. Концерт вначале был посвящён Леопольду Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения.

Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество Чайковского было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому. 16 марта Концерт исполнит Роман Филипов, который будет принимать участие в XVI Международном конкурсе им. Чайковского в июне этого года и... может стать его лауреатом.

 
 
< Марта 2019 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо