Оркестр Венской императорской филармонии Печать
07.03.2018 09:21

15 марта состоится значимое для культурной биографии Дубны событие ­  в рамках российского гастрольного тура на сцене ДК «Мир» ОИЯИ выступит оркестр Венской императорской филармонии.

 

В составе оркестра 30 высокопрофессиональных музыкантов. Все музыканты прошли слепое прослушивание и подтвердили свое мастерство опытом работы в ведущих мировых оркестрах, прежде чем были отобраны в Венскую императорскую филармонию.  Являясь культурным послом Вены и придерживаясь цели сохранения традиции венского стиля, оркестр занимает почетное место в деле популяризации музыкального наследия, сохраняя свой характерный узнаваемый стиль.

Репертуар оркестра включает все разнообразие классической музыки от барокко (Бах, Вивальди, Гендель) до романтизма (Шуберт, Лист, Чайковский) и, конечно же, классиков Венской школы  ­ Моцарта, Гайдна и династии Штраусов.  Кроме того, Венская императорская филармония выступает с авторскими программами, включающими произведения современных композиторов.  Оркестр ведет активную гастрольную деятельность. Сотрудничает с известными музыкантами, дирижерами и композиторами. Особое внимание Венская императорская филармония уделяет музыкально­эстетическому воспитанию детей и молодежи, выступая с благотворительными концертами и мастер­классами для юных музыкантов.

Художественный руководитель и дирижер оркестра Карл Корак является директором музыкальной школы для одаренных детей в Вене. Свою профессиональную музыкальную карьеру он начал в 1979 году в качестве кларнетиста Венской театральной компании «Объединенная сцена Вены», собравшей под своим управлением все значимые музыкальные залы Вены. Маэстро Корак ведет активную концертную деятельность в стране и за рубежом, по всему миру в качестве приглашенного дирижера и высококлассного кларнетиста. Маэстро Кораку присвоено звание магистра искусства в области музыкальной этнографии. Научные изыскания маэстро были изложены в многочисленных трудах и публикациях, в том числе под его редакцией ежегодно выпускается Книга австрийской музыки. Накануне гастролей в наукоград Дубна мы записали интервью с дирижером Венской императорской филармонии.

­ Карл, оркестр является культурным послом Вены в мире. Какие задачи налагает подобное звание?

­ Вена ­ признанная музыкальная столица мира. Здесь живет дух великих композиторов. Город погружен в наследие Моцарта, династии Штраусов, Бетховена, Гайдна, Малера. Ежегодно в столицу приезжают сотни тысяч туристов и в обязательную программу своего визита включают посещение концертов классической музыки в Государственной опере, Мюзикферайне, Курсалоне, Венской филармонии. Но великая музыка не должна ограничиваться одним городом и замыкаться на столице,  поэтому на наш оркестр, как на хранителя венской музыкальной традиции, возложена миссия популяризации музыкального культурного наследия Вены. Мы ведем очень широкую гастрольную деятельность, чтобы волшебство особого «венского звучания» почувствовало на себе как можно больше людей. Быть культурным послом это большая честь, но и большая ответственность. Это заставляет нас всегда держать очень высокий исполнительский уровень, чтобы соответствовать великому званию венского оркестра.

­ Вы задумали концертную программу  как некую «музыкальную машину времени». Какие мелодии прозвучат на нашей сцене?

­ Это будет музыка нескольких столетий. Мы выбрали очень яркие произведения, написанные в разные эпохи. Таким образом, мы взяли на себя ответственность рассказать историю развития музыки, но не посредством долгих научных лекций, а на примере самого живого материала ­ музыкальных произведений. Самым старым произведением в программе будет «Прибытие королевы Шевы» Генделя, это часть оратории «Соломон». Три с половиной минуты музыки, которая может быть названа самой типичной, популярной и яркой музыкой в стиле барокко. В каком­то смысле это произведение ­ визитная карточка и квинтэссенция всей музыки барокко. 
Наверняка все узнают с первых нот произведение французского композитора Жака Оффенбаха, которого считают основоположником французской оперетты, а ведь он на самом деле родился и вырос в Германии. Но именно он написал тот самый «Канкан», который живет уже два века и который сделал Париж столицей оперетты. 
Конечно, будет много Штрауса. Мы знаем, как его музыку любят в России. Недаром на протяжении 10 лет его приглашали на гастроли в Павловск под Санкт­Петербургом. И возможно его ответная любовь к России и его русская возлюбленная Ольга Смирнитская вдохновили его на создание таких прелестных вальсов, которые достались нам в наследство. Поэтому для нас особенно и приятно и волнительно играть музыку Штрауса в России.

­ Мне известно, что вы являетесь признанным экспертом в жанре музыки кинематографа и уже на протяжении 30 лет сотрудничаете с лучшими  оркестрами Европы, исполняющими и записывающими музыку кино.

­ Да, музыка кино и симфонический оркестр ­ это блестящее сочетание, и я очень рад, что меня приглашают к записи саундтреков к фильмам и мюзиклам. Я очень горжусь своим причастием к мировому кинематографу.  Признаюсь, музыке кино мы посвятим целое отделение своей программы. Мы сами любим эту музыку и знаем, как ее любят во всем мире. Да, можно сказать, что это современная музыка, ее композиторы ­ наши современники, но как она прекрасно продолжает музыкальную традицию композиторов предыдущих столетий! Мы хотим, чтобы зрители  почувствовали, что, несмотря на временной разрыв между произведениями в сотни лет, на самом деле музыка бессмертна и способна вызывать сейчас те же волнующие эмоции в душе у нас, как и у наших далеких предков.

­ Саундтреки из каких узнаваемых кинофильмов услышит дубненская публика?

­ В программу нашего российского тура мы включили девять саундтреков. Конечно, это будет оскароносный Эндрю Ллойд Уэббер. Он пишет музыку к фильмам и мюзиклам уже более 50 лет, и даже те, кто далек от музыки, хоть раз слышали музыку его бессмертных произведений. Мы включили в программу его «Призрак оперы». 
Три саундтрека от великого композитора Джона Уильямса ­ «Индиана Джонс», «Парк Юрского периода» и «Инопланетянин». Признаюсь, нам было сложно остановиться на одном произведении этого пятикратного лауреата премии «Оскар» и автора музыки к более чем 150 фильмам. 
Музыку к фильму «Форест Гамп» написал Алан Сильвестри ­ один из самых талантливых композиторов киномузыки. После знакомства с режиссером Робертом Земекисом появилась эта музыка, которая в результате сама стала законченным произведением искусства. Саундтрек к «Форесту Гампу» вышел на дисках в 12 миллионах копий и вошел в число самых продаваемых альбомов США.
В программе также будут саундтреки из фильмов «Пираты Карибского моря», «Хоббит», «Великолепная семерка» и «Звуки музыки». Все это произведения, которые изначально были написаны в качестве оформления фильма, но уже стали жить своей музыкальной жизнью.

­ Оркестр Венской императорской филармонии был основан в честь 200­летия Венского императорского бала, собравшего весь мировой свет. Расскажите, пожалуйста, про самые яркие мероприятия, на которых довелось выступить оркестру?

­ Одно из наших последних выступлений в Вене был рождественский концерт в Золотом зале Музикферайна с детским хором. Это не совсем простой хор. Дети ­ герои и главные актеры венгерского фильма «Хор», номинанта на премию Оскар­2017. Кроме того, что они обладают прекрасными голосами, у них еще и прекрасный актерский талант, и для наших музыкантов эта совместная работа стала новым ярким опытом. Дети ­ удивительные существа, способные подчинять себе все пространство вокруг. Так и произошло в этот раз, мы совершенно по­новому взглянули на привычную музыку.

­ Подмосковный тур, насколько мне известно, помимо Дубны, включает еще Мытищи, Подольск, Домодедово, Сергиев Посад и Красногорск. Сколько городов предстоит проехать коллективу, гастролируя по России?

­ У нас планируется большой тур ­ 14 городов, который закончится концертом в Москве. А начинаем мы в самом западном городе России ­ в Калининграде. Кроме подмосковных городов, которые вы перечислили, мы выступим в Казани, Смоленске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Пензе. Все эти города имеют свою очень глубокую музыкальную традицию. Так, например, в Казани ежегодно проходит международный Шаляпинский фестиваль, Смоленск ­ родина великого русского композитора Михаила Глинки, и нам особенно приятно быть частью культурной жизни России.

­ Миссия приобщения  к культурному музыкальному наследию и традициям, сохранившимся со времен Австро­Венгрии, очень благородна. Удается ли получать обратную связь? Какими обычно бывают эмоции у ваших зрителей?

­ Разными, но никогда не бывают отрицательными. Безусловно, реакция публики, зала зачастую зависит от национального темперамента. Так, например, европейская публика более скудная на эмоции, чем российская. Мы всегда чувствуем настроение зала во время концерта. Выступая в России, мы знаем, что получим самые искренние эмоции, но их нужно заработать. Российский слушатель не станет аплодировать из вежливости, если что­то не нравится, эмоция не заставит себя ждать. Поэтому мы стараемся оправдать и высокую планку своей миссии, и искушенный взгляд и культурный уровень своих зрителей. Искренне желаем встречи с нашей публикой. 15 марта для нее прозвучат шедевры трех столетий – от Штрауса до мелодий Голливуда!

Беседовала Элеонора Ямалеева

Фото с офиц.сайта оркестра www.imperial­orchester.com