Сабантуй не имеет границ Печать
09.07.2015 08:46

В Берлине 20 июня состоялся II Европейский Сабантуй. Столица Германии встречала гостей из 22-­х стран Европы и мира: России, Литвы, Швеции, Финляндии, Венгрии, Болгарии, Испании, Франции, Голландии, Польши и других.  В национальном татарском празднике, который прошел под девизом «Сабантуй ­ мост дружбы», в составе делегации Московского региона приняли участие и жители Дубны – Фарит Мухтасаров, председатель Региональной татарской национально­культурной автономии Московской области с супругой.

Впервые на европейском уровне праздник состоялся в прошлом году в Риге – столице Латвии. Популярность его настолько велика, что уже этим летом Берлин собрал несоизмеримо большее количество участников. На территории Германии сейчас проживает около 2 тысяч татар, которые помнят, чтут национальные традиции и приобщают к ним своих детей. Первый Сабантуй на немецкой земле для своих соотечественников они организовали еще в 2002­м году, с тех пор ежегодно собираются, чтобы отпраздновать и пообщаться на родном языке.

В рамках мероприятия, прошедшего на базе социально-­культурного центра Берлина, прикоснуться к татарским народным традициям мог любой желающий. Даже случайные прохожие, зарядившись атмосферой и настроением праздника, надолго останавливались, чтобы посмотреть насыщенную концертную программу, а потом увлеченно участвовали в традиционных играх и состязаниях. Каждому гостю предлагали отведать сладкое татарское угощение – чак-­чак. Татарский Сабантуй («сабан» ­ плуг, «туй» ­ праздник, свадьба) давно вышел за свои национальные рамки. В современное время его называют уже не только праздником труда и веселья, но и татарским праздником дружбы народов, так как  принять участие в нем могут представители всех национальностей. Самой многочисленной была делегация Татарстана, в состав которой входили творческие коллективы республики. Они представили выставку народных художественных промыслов «Культура, быт и хозяйство татар». Все участники привезли с собой флаг символику и сувениры страны проживания, каждая организовала свой небольшой дворик. Ярким и красочным событием праздника стал хоровод «Мост дружбы»: взрослые и дети, взявшись за руки, образовали огромный круг и под веселую татарскую мелодию устроили массовый задорный перепляс. Из традиционных сабантуйских игр здесь были представлены бег с полными ведрами воды на коромысле (в древности этот конкурс воспринимали как своего рода смотрины невест), перетягивание каната, бег в мешках, бег с ложкой во рту, в которой находится яйцо,  битье горшков с завязанными глазами и, конечно, борьба на поясах ­ курэш.

Наша делегация общалась с татарами, представляющими национальные  сообщества других стран, обменивалась опытом, посетила Российский дом науки и  культуры в Берлине. Как дань традициям, в программу праздника была включена процедура сбора подарков, которые привезли делегации. Она имитировала красивый старинный обычай, когда молодые джигиты перед праздником  собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, изумительной красоты камзолы, рубашки, рукавицы, платки и полотенца. Их заранее готовили девушки и молодые женщины: всю зиму ткали, шили, вышивали. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце ­ тастымал, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Каждой рукодельнице хотелось, чтобы именно её полотенце стало наградой самому сильному джигиту — победителю в национальной борьбе или в скачках,  и именно её работа получила всеобщее одобрение. Тастымал вешали на шест в центре майдана, где проходили состязания, а победитель – новоявленный батыр (богатырь), ставший его обладателем, в финале праздника уносил его прямо с шестом, сделав круг почета.

Сабантуй, который празднуется татарами и башкирами уже более 1000 лет, устраивался после удачного завершения весенних полевых работ, когда появлялось время немного отдохнуть, повеселиться, встретиться и пообщаться с  друзьями и близкими до того, как начнется новый этап выращивания урожая. Интересно, что в древности его отмечали до начала посевных работ: первоначальная цель обряда, видимо, носила мистический характер и заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Сегодняшний праздник выражает особое уважение к труду, говорит о любви к родной земле, способствует духовной преемственности поколений, а также помогает сохранять национальные традиции и объединяет татар по всему миру.

Яркий национальный колорит празднику всегда придавали спортивные состязания. В давние времена в Евразии они были как локальными, так и всестепными. На них выявлялись лучшие борцы, лучники, наездники и скакуны всей Великой Степи ­ от Тихого океана (Китая) и Средней Азии до Черного, Азовского, Каспийского морей и Карпатских гор. Во время проведения игр всегда соблюдалось соглашение: на месяц прекращались войны и любого рода конфликты. Существует мнение, что именно эти спортивные состязания  стали прототипом греческих Олимпийских игр и были привнесены в греческую культуру через  восточноевропейские кочевые племена.

Гвоздь программы Сабантуя ­ конные соревнования. Сейчас они не отличаются большим разнообразием, а в древности мастерство наездников определялось по их умению на полном скаку стрелять по цели из лука, метать копье, забрасывать аркан на мишень, заарканивать коня, поднимать с земли мешочек с деньгами или другими мелкими предметами, бросать кольца или снимать их. Эта так называемая спортивная джигитовка всегда входила в обязательную программу татарского праздника.

Еще одна интересная и зрелищная игра до сих пор встречается на Сабантуе: конные скачки кыз куу ­ догони девушку. По преданию, девушка ­ лебедь летела на коне, а её догонял парень — орел . Если юноша не настигал избранницу на определенном расстоянии, то на обратном пути девушка преследовала его и пыталась нагайкой сбить с головы шапку.

Элементы Сабантуя со временем менялись, но борьба курэш и в наши дни – обязательный атрибут праздника. До принятия ислама в соревнованиях могли участвовать и женщины, в истории даже известны случаи, когда они выигрывали поединок. Победителю присваивали титул батыра и вручали барана, которого он должен был поднять над головой. Сейчас на больших праздниках в виде главного приза победитель нередко получает  автомобиль.

Гостеприимство всегда отличало татарский народ: на праздник приглашались все односельчане независимо от национальности. Постепенно происходило взаимопроникновение культур, которое сказалось и на обычаях Сабантуя за счет дополнений, которые внесли разные народы в его празднование. Наверное поэтому большинство игр и развлечений, традиционных для татарского праздника, всем хорошо знакомы, и гости Сабантуя с удовольствием в них участвуют: это борьба на руках (армрестлинг), выжимание гири, бой мешками, наполненными соломой, хождение по наклонному бревну, влезание на столб, парный бег людей с привязанными друг к другу ногами, доставание ртом монеты из катыка (кефира), ловля руками живой рыбы, распил бревна, ловля курицы и многие другие.

Немало впечатлений привезли из Берлина наши земляки. А в памяти ­ юбилейный XV «Сабантуй – 2015» Московской области, который в этом году прошел в Пушкино за неделю до европейского. В Подмосковье, согласно официальной переписи населения 2010 года, проживает свыше 50 тысяч татар, значительно больше их в столице. В разных городах действует 20 местных татарских национально-­культурных объединений, руководители которых инициируют создание Центров национальных культур, Центров татарской культуры, которые уже открыты в Дубне, Пушкино, Орехово­-Зуеве, Долгопрудном, Мытищах, Домодедове, Электростали.

За свою 15­летнюю историю областной праздник проходил в 12 городах, в 2007­м гостей встречала Дубна. Тогда впервые значительно поменялся формат проведения мероприятия: из традиционного национального праздника он превратился в широкомасштабный проект, который включает в себя круглый стол по межнациональным вопросам, творческие встречи, посвященные великим татарским деятелям культуры, выставки работ татарских художников, освещающих культуру и быт татар, конкурсы детских рисунков и сочинений, посвященных Сабантую и дружбе народов. Праздник стал нести большую просветительскую функцию. В соревнованиях по национальной борьбе на поясах  тогда приняли участие заранее подготовленные московскими тренерами дубненские спортсмены, включая совсем юных, был даже проведен предварительный турнир. Прошли соревнования по теннису, шахматам, туризму, конные скачки. Очень зрелищными  стали показательные выступления велосипедистов на трамплине и воднолыжников. Этот проект, разработанный Фаритом Шамиловичем, получил грант Центрального Федерального округа.

Практика продолжается, рамки праздника постоянно расширяются. В каждом городе появляются свои инициативные люди, которые творчески подходят к процессу организации, открывая новые формы проведения мероприятия, появляются новые традиции. Одной из них стало проведение детского Сабантуя, который организуется незадолго до основного либо как соревнование между школьными командами, либо в виде благотворительной развлекательной программы в детских домах Подмосковья. Во время таких мероприятий часто происходят удивительные вещи: дети с трудной жизненной судьбой, часто замкнутые и молчаливые, вдруг начинают улыбаться и вместе со всеми активно участвовать в конкурсах. Эти трогательные истории рассказывают гостям работники детских домов. «Мы сажаем зерна добра, они  остаются в душе ребенка и потом прорастают. Назавтра результат может и не проявиться, но когда­то обязательно даст  всходы, попав на хорошую почву», ­ считает Фарит Шамилович. Дети с удовольствием участвуют в конкурсах сочинений «Сабантуй – праздник дружбы народов» и рисунков «Сабантуй­  праздник ловких и находчивых». Итоги обычно подводят в день открытия выставки, награждая ребят познавательными книгами .

Еще одна замечательная традиция сложилась в последние годы. В программе Сабантуя принимает участие  делегация одного из районов Республики Татарстан, помогая организовать концертную программу, спортивные соревнования, торговлю национальными сувенирами,  самобытное татарское  подворье для желающих воочию познакомиться с элементами национального быта. Это не только помогает сделать праздник более ярким и  красочным, но и создает дополнительные предпосылки для установления культурно­деловых связей между районами двух регионов, а также между региональной автономией и районами Татарстана.  Так появляются не только города, но и районы­побратимы Московской области и Республики Татарстан: Люберецкий и Буинский, Ногинский и Бугульминский, г.Наро­Фоминск и г.Чистополь, г.о.Орехово­Зуево и Апастовский район. А на последнем Сабантуе торжественно прошло подписание договора о культурно­деловом сотрудничестве между Пушкинским и Мамадышским районами. Это событие было отмечено залпом из небольших пушек, установленных прямо на сцене, когда главы районов поднесли к ним зажженные фитили. Представители делегации Татарстана возложили цветы к мемориалу «Скорбящая мать» в память о горожанах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Практикуются и поездки в качестве почетных гостей в Татарстан: на районный Сабантуй, который проходит там чуть раньше нашего,  выезжает делегация региональной автономии и района ­ организатора праздника. В нее входят руководство администрации, представители отдела культуры, участники оргкомитета областной и местной татарской автономий и активисты. Гости имеют возможность увидеть, как проходит праздник на татарской земле, почувствовать национальную культуру народа, обогатившего свою жизнь прекрасными обычаями и традициями, ощутить теплый прием. В этом году, побывав в Мамадышском районе, удивились уюту и чистоте г.Мамадыш, отсутствию рекламных листков на столбах, прекрасно оформленной набережной города с замечательным фонтаном и интересным краеведческим музеем. Наша делегация привезла подарки в детский дом и приют для престарелых, где тоже отметили хороший уровень организации работы.

Благодаря развивающемуся сотрудничеству, региональная автономия получила возможность направлять в оздоровительные лагеря районов Татарстана школьников на льготных условиях. В прошлом году в Апастовском районе побывали 12 детей, в настоящее время 6 детей из Московской области и двое сопровождающих отдыхают в этом же районе, а в августе в Мамадышском районе готовы принять  20 школьников. Причем ездят туда дети разных национальностей: татарским ребятам интересно побывать на исторической родине, что мотивирует их к познанию своих истоков, традиций, изучению языка; остальные расширяют свой кругозор, знакомясь с национальной культурой и обычаями республики.

Тема круглого стола в Пушкино – «Народные праздники как форма воспитания культуры межнациональных отношений». В принятой резолюции отражены решения, способствующие гармонизации межнациональных отношений. Обменявшись опытом, участники совещания пришли к выводу, что одним из ключевых моментов формирования и создания условий для такой работы является создание Центров национальных культур. Фарит Мухтасаров много лет является не только идейным вдохновителем, но и организатором таких центров, в том числе в нашем городе. Накопленный опыт Дубны уже вызывает интерес и в других городах, несмотря на то, что Центр существует в Дубне только третий год.

Сабантуй – праздник, который давно стал символом дружбы народов, межнационального согласия, мира, трудолюбия и гостеприимства, давно перешел границы государств и континентов. Фарит Шамилович отметил: «Мы искренне радуемся, когда этот народный праздник охватывает все больше людей, которые настроены познакомиться с традициями другого народа. И очень приятно, что движение Сабантуй, которое  идет по Подмосковью уже 15 лет, оставляет за собой теплый след человеческих отношений, заряжая людей энергией и оптимизмом».

Евгения РУДЕНКО