Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

О тех, кто дарит сказку Печать
28.05.2015 07:47

В ДК «Мир» состоялся отчетный концерт хореографического коллектива «Балет Дубны» детской школы искусств «Вдохновение». Юные танцоры в очередной раз порадовали зрителей яркими концертными номерами и замечательным исполнением.

Чистота линий, грация, пластика, изящество и отточенность  движений  достаются зрителю, который даже не догадывается о том, сколько часов изнурительной работы и неимоверных усилий было затрачено на создание номера, не задумывается о технических сложностях партии. Именно эта кажущаяся легкость и определяет мастерство настоящего артиста.  И девчонки, которые часами занимаются в балетном классе, знают, что придет день, когда в очередной раз под светом софитов они выпорхнут на сцену в красивых легких платьях, как маленькие феи, и это выступление станет частичкой их жизни – яркой, вдохновенной, праздничной. Ради этих нескольких минут жизни на сцене, нескольких мгновений счастья, которыми они щедро делятся со зрителями, будут работать дальше, создавая новые прекрасные образы. А секрет этой полной самоотдачи прост – любовь к танцу и делу, которым занимаешься.

Красивая фигура, идеальная осанка, грациозная походка – награда за труд. Согласитесь, любая девочка об этом мечтает. Танец идеально сочетает в себе физическое и духовное развитие, а балерины всегда были эталоном женственности и утонченности.

Яркие события минувшего года

Образцовый коллектив Детская экспериментальная студия «Балет Дубны» имени Анастасии Орловой, созданный в 1993 году Натальей Малиной, успешно развивается. Последний творческий отчет, представленный коллективом, в очередной раз это подтвердил. Молодой талантливый хореограф Инесса Пизик, которая в настоящий момент руководит студией, вспоминает самые яркие события прошедшего учебного года: помимо участия в городских мероприятиях, юбилейных концертах  дубненского университета, общества инвалидов, реабилитационного центра «Бригантина»,  достойное выступление на межрегиональном конкурсе­фестивале «Хрустальный башмачок» в г. Луховицы, где в номинации «классический танец» стали лауреатами третьей степени, а также участие в проекте «Золушка», где учащиеся школы танцевали вместе с профессиональной балетной труппой, в фестивале национальных культур.

Инесса Алексеевна отмечает, что особый интерес вызывает участие в программах, где по сценарию нужно исполнить часть общей для нескольких коллективов тематической постановки. Такое часто практикуется в рамках городских мероприятий в ДК «Октябрь». Берется одна общая музыка, пишутся прологи, финалы. Каждому коллективу дается часть сюжета, который он разыгрывает в собственном представлении на предложенную тему, в финале могут одновременно выступать танцоры, гимнасты, циркачи. Это дает замечательную возможность поэкспериментировать на темы, совершенно несвойственные основному направлению деятельности коллектива. Так получилось на последнем «Празднике труда», где балетные девчонки с удовольствием изобразили задорных передовых работниц в стилизованных платьях и платках. Очень красивым и необычным получился номер, подготовленный специально к открытию областного фестиваля академических хоров. Артистки танцевали балетные партии, изображая нотный стан… на хоровых станках, приготовленных для вокальных коллективов.

Специально к юбилею Победы в Великой Отечественной войне была подготовлена большая сценическая постановка, посвященная женской судьбе на войне. Две тесно переплетенные сюжетные линии о боевых фронтовых дорогах, спасении и выхаживании раненых, о жизни и работе в тылу показали всю тяжесть испытаний, которая легла на хрупкие женские плечи в те страшные военные годы. Потрясенные зрители после концерта особенно отмечали этот номер, который невозможно было смотреть без слез.

Танцы – смысл жизни или увлечение?

Наш разговор перешел на будничные темы, включающие в себя работу, которая и делает каждый праздник незабываемым.

Основное направление школы – классический танец. Но для общего развития в программу обучения включены народно­сценический и современный танцы, а также сценическая практика и подготовка концертных номеров, слушание музыки. В рамках предмета истории музыки и балета студийцы изучают основные этапы становления русского, западно­европейского балета, выдающихся деятелей искусства. Сценическая практика подразумевает работу над выражением лица, сценические варианты жестов рук, поворота головы, взглядов: всего того, что идет от души и представляет собой эмоциональную окраску классически правильно исполненным движениям, придает им некую утонченность. Конечно, даже в рамках расширенного курса невозможно изучить все досконально, главная цель – заинтересовать ребенка, при желании он сам дополнительно найдет интересующую информацию. Приобщению детей с самого раннего возраста к мировому культурному наследию в студии уделяют особое внимание. В наше время настоящую, хорошую музыку не популяризируют, а посещение театров стало малодоступным удовольствием. И мало кто из молодежи задумывается о том, что, не зная русскую и мировую музыкальную культуру, нельзя считать себя образованным человеком.

В минувшем году в школе открыли специализированный класс, который занимается по новой предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хореографическое творчество» для одаренных детей, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями. Это более усложненная, насыщенная программа. Каждый выпускник этого класса, закончивший полный курс пятилетнего обучения, имеет реальные шансы поступить в профессиональные хореографические учебные заведения.

Дело в том, что на начальном этапе в подготовительный класс школы принимают четырехлетних малышей с любыми физическими данными. Главное, чтобы было желание заниматься. В семилетнем возрасте они поступают на трехлетний курс обучения по базовой программе, в которую, помимо гимнастики и ритмики, которыми они занимались в подготовительном классе, добавляется танец, начинают выступать на сцене. Выпускные экзамены за этот курс становятся определяющими для дальнейшего обучения. Дети разделяются на два класса – базовый и усложненный. Если в момент начала занятий танцами определяющим фактором все же является желание родителей, то в процессе обучения  ребенок сам начинает понимать, нужно ли ему профессионально заниматься хореографией дальше, или танец останется  просто увлечением. Тот, кто хочет и готов в дальнейшем продолжить профессиональную танцевальную карьеру, осознанно выбирает усложненную программу. Это не означает,  что в 9­10­летнем возрасте ребенок раз и навсегда определяется с выбором своего жизненного пути, просто это дает ему дополнительный шанс серьезно попробовать себя в этом направлении и убедиться или усомниться в правильности принятого решения.

В определенный момент появляется настоящий интерес к танцу, дети видят, чувствуют свои способности, тянутся за более сильными. И начинают происходить удивительные вещи, когда изначально не обладающий выдающимися физическими данными ребенок добивается лучших результатов за счет своей старательности, чем тот, кто одарен от природы, но не так серьезно относился к занятиям. А балет – это каждодневный труд, и только тот, кто это понимает, может рассчитывать на свое место в профессии и добиться больших успехов.

Преемственность поколений

Инесса Алексеевна еще в первом классе на вопрос «Кем она хочет стать, когда вырастет?» написала «Учить детей танцевать», и была очень удивлена, прочитав это на школьном выпускном. Она одна из первых выпускниц школы Натальи Малины. В настоящий момент все педагоги­хореографы «Балета Дубны» – ее ученики,  воспитанные на одних традициях, требованиях, примерах. Возможно, поэтому они понимают друг друга буквально с полуслова, поддерживая теплые, дружеские отношения, что нечасто встретишь в творческом коллективе.

За годы существования экспериментальной студии десять ее выпускниц продолжили профессионально заниматься танцами: после окончания средних специальных и высших учебных заведений часть из них занимаются педагогической деятельностью, остальные танцуют в известных российских хореографических коллективах, шоу­балетах. Евгения Гребенева, Наталья Любенко вместе с Инессой Алексеевной обучают детей в родной студии. А Мария Исаева, получив образование, совершенно не связанное с хореографией, поняла, что ошиблась с выбором. Отучилась на  кафедре современного танца в колледже, и сейчас счастлива, что решилась на этот шаг, работая в известных мюзиклах. Танец – искусство, которым, если заболел, то это на всю жизнь. Александра Шарапова, Валентина Каталевская сейчас студентки, а Виктория Лялева, выпускница этого года, готовится поступать на хореографический факультет  Московского областного колледжа искусств.

Среди выпускников – не только девочки. Максим Федоров после «Балета Дубны» закончил институт театра «Гжель», успешно танцуя в этом коллективе, с гастролями приезжал в родной город. Это ли не повод мальчишкам, которых традиционно мало в хореографии, задуматься? В студии всегда ждут ребят, желающих научиться танцевать, делать трюки, которыми можно овладеть только в хореографии, выполнять сложные элементы, научиться чувствовать свое тело, развиться физически. Ребята –  всегда изюминка и украшение номера. В любых национальных танцах есть интересная мужская хореография, необычная, трюковая. Это всегда удивляет и восхищает!

Педагогом нужно родиться

«Я счастливый человек, – утверждает Инесса Алексеевна, – потому что безумно люблю свою работу!  В свое время много танцевала, сейчас мне интереснее воплощаться в детях, в учениках: их достижения мне гораздо дороже своих собственных. И очень приятно чувствовать отдачу, взаимность. Когда заканчивается концерт, в душе возникает ощущение полной пустоты. Кажется, вся фантазия иссякла и совершенно непонятно, что буду делать в следующем году. Но проходит лето, наступает новый учебный год, приходят новые дети, и как­то сам собой возникает новый творческий виток, рождаются идеи и планы. Просматривая готовые костюмы, которые давно не использовались, задумываешь танец под них. Что делать, приходится, ведь под каждый новый танец костюмы не сошьешь… Огромное спасибо родителям: благодаря их помощи наши дети одеты, обуты и выглядят как принцессы!»

Хореограф и сама любит «поворожить» над костюмами, придумать что­то необычное, смастерить очередной атрибут танца. Помимо концертов, в середине года для родителей обязательно даются открытые уроки, где они могут увидеть будничную работу у станка, не прикрытую праздничным антуражем, оценить результаты этой работы.

По­разному зарождается идея номера. Иногда вдохновение приходит от музыки. Подбирать стараются малоизвестную, ведь та, которая «на слуху», поневоле рождает известные образы, и вместо восприятия танца зритель начинает сравнивать исполнение с тем, что видел раньше. Мнение высокого жюри на конкурсных программах еще более прямолинейно: «Если вы берете музыку образцов хореографического искусства, ставьте образцы, не надо искажать шедевр!» В процессе обучения важно подобрать такую музыкальную композицию, которая помогла бы ребенку раскрыть и показать свои возможности. Существует много хороших одноактных балетов, применимых к детскому коллективу. Для педагога создание нового, никем не поставленного танца – гораздо более интересный творческий процесс, чем невольное переложение увиденного. Заранее Инесса Алексеевна никогда не придумывает хореографический текст, все рождается прямо на уроке вместе с детьми – это совместный кропотливый труд над сюжетом и линиями танца на основе общего восприятия музыки, которое у детей и преподавателя может не совпадать, и тогда «домашние заготовки» в процессе работы пересматриваются. Идея танца может возникнуть и от полученных впечатлений от спектакля, оперы, после посещения картинной галереи: от пережитых эмоций рождается образ, зарисовка, которые становятся основой будущей постановки. Порой случается и во сне увидеть конечный результат, о котором мечталось.

Научить детей чувствовать прекрасное – одна из основных задач школы искусств. На танцевальных занятиях всегда звучит живая музыка. Вместе с педагогами работают замечательные концертмейстеры Вера Ивановна Шилова и Светлана Владимировна Фомичева. За годы работы они настолько изучили всю французскую и итальянскую терминологию, принятую в балете, что общаются с хореографами почти на одном языке, с легкостью понимая их просьбы вроде «ронд де жамб партер в середине третьего акта чуть быстрее», а под счет преподавателя сами задают нужный темп в музыке. Это не просто профессионалы, правильно исполняющие музыкальное произведение, они в любую минуту готовы к аранжировке и импровизации, даже по баянным нотам могут сыграть на фортепьяно.

Думать, мечтать, творить!

В ближайших планах коллектива – июльская поездка на международный хореографический фестиваль «Черноморские звезды» в г.Сочи. Целую неделю танцоры проведут в олимпийском городе. Помимо выступлений, их ждут интересные экскурсии, лазурное море, золотой пляж и яркое южное солнце. И, конечно, новые знакомства и новые впечатления, которыми всегда богат фестиваль!

Набор в балетную школу, воспитавшую не одно поколение талантливых танцоров, продолжается. Как утверждают педагоги, здесь стремятся к тому, чтобы дети верили в сказку. И как не поверить, если они сами участвуют в творческом процессе создания на радость нам, зрителям.

Праздник удался! А впереди много нового и интересного. Артисты немного отдохнут и начнут сначала: думать, мечтать, творить!

Евгения РУДЕНКО

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Мая 2015 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 29 30 31

Простая математика
Курсы валют на 14 Декабря (cbr.ru)
byrBYR29.03(+0.04)
usdUSD59.14(+0.31)
eurEUR69.47(+0.17)
uah10 UAH21.69(+0.03)
Встреча, Газета , Ооо