СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Уникальный джазовый биг-­бэнд Печать
12.02.2015 08:17

22  февраля в ДК «Мир» перед дубненской публикой выступит Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Уникальный джазовый биг­бэнд обладает достижением, которому завидуют многие оркестры звёздного уровня: оркестр имени Лундстрема официально самый «долгоиграющий» джазовый оркестр в мире.

Он основан в 1934 году в Харбине детьми работников Китайско-­Восточной железной дороги и впоследствии, в период передачи территории отчуждения Китаю, прошёл через очень непростую историю с переездами, трансформациями, но ни на один день не прекращал своего существования. Легендарные американские  коллективы давно прекратили своё существование, а оркестр под руководством Олега Леонидовича Лундстрема жил и развивался в СССР даже в эпоху «разгибания саксофонов», приобретая всё больший авторитет и вес.

Стала популярной поговорка о том, что Лундстрем не прибегает к услугам звёзд – это звёздами-­де становятся у Лундстрема (достаточно сказать, что у него начинали с эстрадными программами молодые Майя Кристалинская, Алла Пугачёва, Ирина Отиева и т.д.) Оркестру удалось выжить и в очень непростые годы перестройки, которые уничтожили почти всё живое на джазовой карте Советского Союза.

В последние годы своей жизни Олег Леонидович передал дирижёрскую палочку представителю более молодого поколения – не менее легендарному Георгию Гараняну. С 2007 года, уже после ухода отца­основателя, составом руководит народный артист России  пианист и композитор Борис Фрумкин (на фото), который с начала 1980­х руководил знаменитым эстрадно­джазовым оркестром «Мелодия». Для публики, далёкой от джаза, его имя может быть ассоциировано с кинематографом: Борис Михайлович  автор музыки к нескольким фильмам  и отец актрисы Анны Чиповской, исполнившей главную роль в недавнем сериале «Оттепель» Валерия Тодоровского.

В преддверии дубненского концерта «Встреча» взяла у художественного руководителя оркестра эксклюзивное интервью.

– Борис Михайлович, нам не удалось найти упоминаний о том, что оркестр Лундстрема когда бы то ни было выступал в Дубне,  хотя джазовые традиции города времён «шестидесятников» весьма впечатляют. Можете ли Вы вспомнить что­-то о совместной истории Дубны и оркестра? Есть ли у вас какой­то особый опыт сотрудничества с другими наукоградами?

– В Дубне мы действительно не были. Сам я был у вас очень давно, ещё лет тридцать­сорок назад  с ансамблем «Мелодия». С оркестром имени Олега Лундстрема  мы неоднократно бывали в Обнинске, Зеленограде, Жуковском, Сарове, в новосибирском Академгородке.

Раньше публика наукоградов, конечно, сильно отличалась от обычной – это мои впечатления середины семидесятых и конца восьмидесятых годов.  Вы, полагаю, знаете, что в основном джазом у нас тогда увлекались учёные. Это заметно даже по историям самих музыкантов, которые играли джаз на серьёзном уровне. И Алексей Козлов, и Георгий Гаранян, и Константин Бахолдин, и Алексей Зубов (Представители высшего эшелона советского джаза, несколько более старшего по отношению к Фрумкину поколения, чьё творческое становление относится к 1960­м годам. – Прим. Ю.Л.) – все они заканчивали  технические вузы.

Музыкантов, пришедших именно из музыкальных учреждений, вроде меня, было крайне мало. Соответственно, и интерес публики существовал в основном в той же среде. В Москве МИФИ этим отличался, МИИТ и так далее. Сейчас же всё перемешалось, и по опыту выступлений могу сказать, что публика в том же Обнинске  по реакции  не сильно отличается от публики Москвы и провинции.

– Следовательно, Вы не делаете никакого особого акцента на формирование программы специально для наукоградов?

– В наши дни это бессмысленно. Но  если я чувствую по первым исполненным пьесам, что реакция публики не очень соответствует тому, что я  хотел бы иметь, я на ходу что­то меняю, вношу в программу более популярные пьесы, чтобы добиться эффекта и расшевелить публику. Концерты всё равно кончаются так, как и должны кончаться: мы видим радость слушателей, видим улыбки…

–  Надеюсь не обидеть Вас подобным утверждением, но скажу, что имя самого Олега Лундстрема так или иначе слышал, наверное, каждый россиянин,  имя же Бориса Фрумкина, возможно, ничего не скажет даже некоторым из тех, кто увлекается джазом. Мне уже довелось услышать в Дубне довольно скептические мнения, вплоть до такого: «Посмотрим, что там осталось от Лундстрема в этом оркестре». Как Вы относитесь к этой ситуации, в чём Ваше видение роли художественного руководства оркестром, который носит конкретное имя? Конфликтует ли эта роль с вашими личными артистическими амбициями?

– Здесь нужно начать с того, что не написано о Лундстреме ни в каких энциклопедических статьях. У меня самого, честно говоря, не было тесного контакта с Олегом Леонидовичем (Фрумкин моложе Лундстрема почти на тридцать лет. – Прим. Ю.Л.). Но я очень дружен с музыкантами, которые с ним проработали по пятнадцать­двадцать лет, он был у меня на пятидесятилетии. И я знаю, что это был человек необыкновенно, как сейчас принято говорить, креативный. Он интересовался всем новым, охотно слушал новую,  в том числе авангардную,  музыку, несмотря на любовь к музыке в первую очередь традиционной. Если говорить о джазовых биг­бэндах – он был в курсе всех событий. Удивительный по широте охвата человек, очень интеллигентный, владеющий иностранными языками.

Поэтому, если говорить о его оркестре в сегодняшнем виде, нельзя считать, что это что­то подобное, например, сегодняшнему мемориальному оркестру Гленна Миллера (Оригинальный состав этого оркестра хорошо известен даже далёким от музыки людям по нашумевшему фильму «Серенада Солнечной долины». – Прим. Ю.Л.), который исполняет исключительно аранжировки сороковых годов. Наш оркестр – не  мемориальный.

– То есть можно говорить о том, что здесь предпринимается попытка сохранить сам творческий подход Лундстрема, его взгляд на развитие джазового оркестра, а не просто следовать его конкретным аранжировкам …

– Это не попытка! Это кредо оркестра: сохранить высочайший стандарт исполнительства, который был задан основателем, и бережно добавить к этому современные идеи. Олег Леонидович и сам этим занимался, постоянно вливая в оркестр свежую кровь. У него через оркестр прошло столько молодых солистов, которые потом стали звёздами! Взять того же Игоря Бутмана, сегодня известного всем и каждому. Лундстрем прекрасно понимал, что стоять на месте – это катиться назад. Главное – привносить новое без фанатизма. В нашем репертуаре нет ничего экспериментального, и это нормально.

– К слову о репертуаре, для выступления в Дубне  анонсирована программа под названием «Весна идёт». Что это за программа, каково её репертуарное наполнение и особенности?

– Репертуар в Дубне в значительной степени будет обусловлен тем, что местная публика не видела этот оркестр многие десятилетия,  и, честно говоря, я пока просто не знаю, насколько она просвещена в отношении современных джазовых веяний. Программа будет достаточно энергичной и в то же время музыкальной, мы включим в неё классические композиции Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Каунта Бейси, Вуди Германа,  и, конечно, что­то из традиционного репертуара оркестра.

С нами приезжает превосходная певица,  может быть, на сегодняшний день лучшая джазовая певица Москвы –  Анна Бутурлина. Её репертуар достаточно хрестоматиен и состоит из джазовых стандартов.

А  особенности программы будут вызваны именно тем, о чём вы говорите: многие не уверены, что это «оркестр Лундстрема», что это «не то», хозяина­де нет, всё давно изменилось… А на самом деле ничего не изменилось! Оркестр находится на высочайшем уровне, что подтверждается и мнением специалистов, и мнением музыкантов, и мнением музыкальных критиков.

В нашем репертуаре будет примерно треть абсолютно традиционной музыки, той, которая звучала в исполнении самого Олега Леонидовича Лундстрема и которая составляет гордость этого оркестра. Сейчас в выступлениях появляются, конечно, и мои авторские произведения, но они не составляют большей части репертуара и не носят экспериментального характера, это «джаз с человеческим лицом», как я это называю.

– Любопытно, что Вы говорите о традиционных ценностях джаза. В последние годы Дубна, где силами местного фестиваля насаждался джаз достаточно радикальный, начинает испытывать своеобразное возрождение интереса именно к традиционной импровизационной музыке. Достаточно сказать, что в город уже в третий (!) раз за год с небольшим, через несколько недель после вашего оркестра, приедет Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана. Как признанный эксперт именно оркестрового джазового дела, прокомментируйте, пожалуйста, принципиальные различия в современных российских крупных ансамблях, занимающихся джазовой музыкой: почему среднестатистическому слушателю, который не считает себя большим специалистом, могут и должны быть интересны выступления сразу двух из них на коротком отрезке времени?

– Вы говорите о возрождении интереса к традиционному джазу? А я бы сказал, к джазу вообще. У меня есть этому объяснение. За те годы, что я руковожу оркестром, мы много ездили, и я вижу, как разительно меняется состав зрителей. Он молодеет!  Джаз – это то, что рождается сегодня, сейчас, без обмана. Его не нужно специально анонсировать метровыми буквами – дескать, «у нас живая музыка»:  джаз­то неживой музыкой быть просто не может, не имеет права! – Мне кажется, что это и привлекает молодое поколение.

Если вы не были на джазовом концерте, главное и самое правильное – это просто один раз прийти. Объяснять на словах, что это такое – это всё равно что объяснять словами вкус устриц. Надо один раз попробовать. Обычно те, кто пробует, становятся приверженцами джаза. И даже если они не начинают коллекционировать записи, то, как правило, с удовольствием ходят потом на джазовые концерты. Та энергетика, которая  возникает на джазовых концертах  – особого характера: люди понимают, что музыка создаётся на их глазах.

Я всегда говорю это всем: приходите, если хотите понять, что это такое, интересно ли вам это будет в будущем, составит ли это часть вашей внутренней жизни, ваш культурный фон. Приходите хотя бы один раз. Здесь всё без обмана. А мы будем рады и постараемся быть для вас хорошими!

Юрий ЛЬНОГРАДСКИЙ

 
 
< Февраля 2015 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.