СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Само совершенство! Печать
24.12.2014 08:04

На днях во Дворце культуры «Октябрь» состоялся превосходный глубокий  спектакль «Воспитание Риты». В свое время режиссер Кшиштоф Занусси очень точно заметил, что «…в этой пьесе есть послание, глубокая мысль, что человек обязан работать над собой, бороться за свое развитие, а не останавливаться и не соглашаться с тем, кто он есть сегодня». Личностный рост – это шаги! Шаги, которыми в будущем можно будет гордиться, потому что это шаги навстречу самому себе! Ирина Медведева, героиня которой сделала эти самые шаги, рассказала, как она, наделенная режиссером свободой и верой в собственные силы, превратила роль в судьбу, проживаемую на сцене искренне и верно, надолго оставаясь в сердцах зрителей.

– Ирина, эта история вполне жизненная, правдивая, и в ней есть особая искра, которая дает импульс жизни героев, запускает новый виток их существования. Искра – это Рита?

– Если говорить про пьесу, то здесь настолько реальная жизненная ситуация. Мне нравится, что это хорошая английская литература дает нашему зрителю, вышедшему из зала, раздумий на несколько дней. Они дома обсуждают ее между собой, каждый принимает свою точку зрения. Люди рассуждают на эту тему, значит, мы сеем то зерно, которое заставляет задуматься. Да, Рита – веселый персонаж, девушка, которая, если бы мы рассматривали по Островскому, то сказали бы – мещанка. Она живет-живет и понимает, что так жить она не хочет. Она хочет изменить свою жизнь. Мы не все признаемся, что хотели бы что-то поменять, что у нас есть силы это сделать. Я люблю свою героиню и рада, что она дает почву для размышления.

– Для вашей героини самосовершенствование – цель, возникшая «не вдруг», как она говорит. Она чувствует неполноту жизни, испытывает желание вырваться и преодолеть вечную «вялость ума», тоску повседневного существования...

– Она говорит: «Я не хочу жить так, как я живу! Хочу какой-то другой жизни!» Когда я прочитала пьесу, то для меня эта фраза стала отправной точкой. Когда я дохожу до нее на сцене, то понимаю, что это боль моей героини: «Вы знаете, что я вижу вокруг? Я вам скажу – вижу только пропащих людей с потухшими взглядами, живущих на антидепрессантах с одной только мыслью: прожили день, и слава тебе, Господи». Когда говорю это, в зале наступает гробовая тишина. Я понимаю, что попала в точку.

– Вы попадаете, Ирина, потому что не каждый может себе в этом признаться.

– И Рита говорит, что мы не можем в этом признаться, потому что у нас есть определенная благополучная жизнь, где есть дом, квартира, работа, деньги... Но чего-то не хватает. Чего-то, что не поддается под определенные рамки бытового существования.

– Она очень правильно ставит цель, желая измениться. Но достигает ли она ее?

– Мы не отвечаем на это в спектакле. Мы не хотим давать зрителям некую точку зрения и тем более навязывать. Боюсь словосочетания «открытый финал», но если мы все будем говорить: читайте книги, учитесь – это и есть рецепт счастья. Это не совсем верно. Мы говорим о том, что есть такой человек, который попытался! Знаете, как в «Пролетая над гнездом кукушки» персонаж сказал: «Я хотя бы попытался, а вы нет!» Она попыталась и в финале говорит: «Знаете, я обязательно что-то решу, ведь у меня теперь есть выбор!» Она показывает, что у нас в жизни всегда есть выбор. Ты делаешь выбор или не делаешь его. Она сделала, изменила свою жизнь. Это ответ на все вопросы. Люди говорят: «Да, я тоже пел, я бы мог быть хорошим певцом, я хотел бы, у меня было много возможностей, и сейчас мне 50 лет, а я пою только в душе». Мы не отвечаем на вопрос – получится у вас или нет, но вы попытайтесь!

– Принять решение, какой шаг может привести к изменению жизни, и сделать его!

– Да! Легче будет на сердце, чем говорить «я могла бы» и жить каждый день с этой мыслью. Рита начинает учиться, пытается понять и постичь другие вещи в этой жизни, чем просто работать в парикмахерской и ходить вечерами в бар. Она проходит через слезы, через тернии, преграды, непонимание близких. А ведь это так важно, когда наши близкие нас поддерживают. И даже когда  все осуждают, а ты находишь в себе силы идти дальше, есть уверенность, что ты этого действительно хочешь… И на фоне этого есть персонаж Фрэнк, у которого вроде бы есть все в этой жизни, а происходит личностная деградация.

– Фрэнк говорит Рите, что она кажется ему  «дуновением свежего воздуха, впервые появившимся в этой комнате за все последние годы». Получается, он тоже неосознанно нуждался в этой встрече?

– Да, но он ничего для этого не сделал.  Она пришла, дала ему  глоток свежего воздуха, показала со стороны, что все возможно…

– Он осознал, что это она, та, которую он ждал…

Фрэнк тоже настолько погряз в своей обыденной жизни, хотя, казалось бы, сложившейся и успешной. Мы не утверждаем, что Рита должна достичь высот и стать профессором, она просто пытается вырваться из того круга, который сложился вокруг нее. Это как Золушка, которая попала на бал, и ее вернули назад. Но никто не говорит, что жить в королевстве так просто. В сказке о Золушке не говорится, что в ней было дальше. Фрэнк попал на этот бал и периодически на него ходит, но приносит ли ему это счастье? Мы не даем четкие ответы, что только так хорошо и правильно. Но попытка всегда должна быть, и Рита не жалеет об этой попытке.

Здесь игра на контрасте. Этот шанс у нее возник в молодости, и она его использовала. Мы вырезали кусок, когда она сказала: «Вы знаете, я хотела к вам больше не приходить». Она произносит, что уже не может общаться с теми, кто ее окружает, и еще не может с теми, кто бывает у Фрэнка дома, потому что еще не владеет их языком. И поэтому она не смогла зайти к нему в гости, когда Фрэнк приглашал ее на ужин. Рита еще чувствует себя какой-то полукровкой и в тот вечер едет в бар, где собрались ее друзья и мама, а, возвращаясь домой, мама говорит, что хотела бы петь какие-то другие песни, но через пять минут уже хохочет над пошлыми шутками мужа Риты, и в тот момент Рита понимает, что у мамы не получилось, а у нее получится. И поэтому она вернулась к учителю, продолжила учиться. Хотела бросить, но услышала маму и ее «я бы хотела….» Это те же слова Риты, но именно у нее есть этот шанс, а мама свой не использовала. Рита не захотела в возрасте своей мамы сказать: «Я вот могла, но не смогла!» Мы говорим об этом, что мы всегда должны использовать свой шанс. Если хочется научиться – идите и научитесь! Если вы чего-то в этой жизни хотите, то добивайтесь как Рита.

– Она идет со светлым желанием, с уверенностью, что получит то, что она хочет.  И еще личное мнение Риты каждый раз весьма категорично.

– Да, она максималистка!

– И постоянно ведет словесную игру со своим учителем...

– Да, в пьесе, действительно, много юмора, несмотря на ее академичность. И мы постоянно слышим реакцию зрителя в большей степени благодаря жаргонным высказываниям Риты и реакциям на них профессора.

– Ирина, характер для воспроизведения оказался интересным?

– Очень! Я прочитала пьесу и поняла – это мой персонаж! Это точно я. Мне нравится ее искренность. Вроде бы она и взрослая, рассуждает про то, что пора уже рожать детей, но в душе она ребенок, который выдает фразы, характерные для подросткового возраста, но звучит это искренне и с юмором. Вот помните ее слова: «Какой-то динозавр завернет мое сочинение только потому, что он менее начитан, чем я?» Она читает бульварную литературу и при сдаче экзаменов в университет опирается на такие фразы, как: «Вот Пупкина сказала, что…» Учитель ей объясняет, что читать что попало, – это не значит быть начитанным. Она его одергивает и утверждает, что читает много, и уверена в своем мнении. Она так чувствует и так думает!

– Быть в творческом союзе и с самим Занусси, и с самим Добронравовым... С какими эмоциями это сопряжено?

– Союз случился! Проект уникален, начиная уже с того, что мы его выпустили за 7-10 дней, это основная часть репетиций, которые проходили в Варшаве. 60 страниц текста уложить в семь дней – это нереально! Это из ряда фантастики. Выпускали в сжатые сроки, учили ночами. Та свобода, которую нам подарил Занусси, немного направляя нас, чуть-чуть поправляя, дала нам крылья! Эта свобода унесла нас так далеко, что мы до сих пор по сцене летаем. Играя третий год спектакль, я все еще его люблю и каждый из них преподносит какие-то сюрпризы. Играя даже 80-й спектакль, замечаешь,  что как-то по-другому ощущаешь себя в тот или иной момент, какие-то интересные открываются нюансы, по-новому почувствовал, по-другому сказал.

– Современный английский драматург Уилли Рассел назвал свою пьесу «Воспитание Риты» комедией, хотя смешного в истории двух главных героев мы видим мало…  Или имелось в виду образное зрительское  восприятие персонажей?

– Мы отвечаем на этот вопрос в самой пьесе, когда Рита говорит Фрэнку: «Знаете, когда я прочитала эту пьесу Чехова, она показалась мне чертовски грустной, даже трагической; все эти самоубийства, и этот мальчик, Константин, который так хочет поставить свою пьесу, а все поднимают его на смех. Потом самоубийство. Это ведь, действительно, трагедия. А потом я прочла всю эту белиберду, которую наболтали о «Чайке» критики, и что же – все повторяют, что Чехов, видите ли, был гениальным комедиографом».

Мы назвали наш спектакль философской комедией. Еще Гоголь написал: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь». Над собой! Жанр замечательный, когда зритель смеется, он не понимает, что уже плакать надо, а потом снова смеяться. Ему жалко Риту, которая так искренне, со слезами на глазах, бежит от реальности. Жалко профессора, который ничего не может поделать, как только признать, что он такой слабый, спивающийся поэт-неудачник…Какая-то безысходность от этого. Мы смотрим иногда на бомжа, и нам жалко его. И этот бомж на сцене, постоянный персонаж, как параллель с Ритой и как параллель с Фрэнком. Комедия – да, потому что зритель смеется. Но он и плачет тоже.

– И думает!

– И думает! Главное, что он думает! Прекрасно, если вы смотрите комедию и после этого еще есть о чем и подумать. По-моему, это здорово! В этом весь Занусси, он просто так ничего не делает. У нас все переполнено комедиями, а я хочу большего, хочу со сцены разговаривать со зрителями на другие темы, хочу говорить с ними о высоком!

Беседовала Элеонора Ямалеева

Фото Андрея Федечко

 

 
 
< Декабря 2014 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.