Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Кукольному театру «Поветруля» – 45! Печать
18.12.2014 09:24

Мы, взрослые, давно уже не играем в куклы, но, попадая с ребенком в кукольный театр, вместе с ним с удовольствием смотрим спектакль, где происходят невероятные события, чудеса, волшебство и где непременно  –  хороший конец. Здесь куклы  оживают и становятся для нас близкими, учат добру и состраданию, ведут взрослый разговор даже с самыми маленькими зрителями.

Детскому кукольному театру Дворца культуры «Октябрь» исполняется 45 лет. Сегодня он размещается в двух помещениях ДК – камерном зале на 70 посадочных мест, где проходят занятия, репетиции и небольшие спектакли, и классе для занятий. В театре два состава: младший, коллектив «Спутник», в котором играют дети от 6 до 10 лет, и старший – дети от 10 и до 15 лет. Совместно с вокальным коллективом Александра Чайковского ставят спектакли не только для детей, но и для взрослых.

Это сегодня. А когда­то…

Вспоминает  первый художественный руководитель театра, можно сказать, его родоначальник, Земфира Махасимовна Байкова:

– Закончив в городе Елабуге  театральное  отделение  культпросветучилища, как режиссер народных театров я  в 1969 году вместе с мужем приехала в Дубну.  Работы по специальности не было, поэтому, когда мне предложили организовать кукольный театр, с радостью  согласилась. Начинать пришлось практически с нуля – не было ни кукол, ни артистов.  Ездила в Москву в театральный магазин за куклами,   набирала в группы  детей. Потом было много спектаклей, но до сих помню самый  первый – сказку «Колобок».

Мы  много выступали и в Москве, и в Дубне, в детских садах, школах, даже во дворах: поставим ширму,  расставим декорации, которые принесли на своих плечах,  и  показываем спектакль.  Позже, конечно, нам автобус дали, и мы на этом автобусе  возили и кукол, и декорации.    Дети­зрители  всегда были в восторге.  Это сегодня Дубна избалована приездом в город артистов, тогда же  подобные зрелища были редкостью.

Когда в 1979 году нам дали звание «Образцовый», было решено  заказать для театра  на студии «Союзмультфильм»   настоящих  больших кукол  и декорации. Стоило это  очень дорого. Но до чего же эти куклы были роскошными!

Мы любили разыгрывать русские народные сказки –  «Заяц, Лиса и Петух»,  «Колобок», «Кот Васька и его друзья»,  «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка»...  А  перед самым выходом на заслуженный отдых я поставила «Маленького принца» Антуана де Сент­Экзюпери.

– Вы не жалеете, что связали свою жизнь с куклами? – спросила я Земфиру Махасимовну.

– Нет, не жалею.  Это была очень интересная и приятная работа. Сегодня я также тружусь во Дворце культуры, правда, уже в другом качестве – администратором. Здесь мой родной дом, вокруг родные люди.

Сегодня образцовый детский театр куклы, актера и маски Дворца культуры «Октябрь» носит название «Поветруля». Поветруля – это добрая лесная фея, дочь лесного царя, сказочный персонаж, живущий в гармонии с природой и в дружбе с людьми. Художественный руководитель и режиссер театра Яна  Александровна Арзамасцева.

Как и в прежние времена,  театр часто выезжает на гастроли и участвует в различных конкурсах. Репертуар театра составляют как пьесы известных авторов, так и придуманные и написанные художественным руководителем.  Часто коллектив обращается к русским народным сказкам.

– В мире  современной сказки редко встречается материал, который хотелось бы ставить, – говорит  Яна Арзамасцева, – поэтому мы больше обращаемся к классическому материалу – к русским народным сказкам «Теремок»,  «По щучьему веленью», «Кот­Котофей» и др. Когда  брались за Андерсена, боялись, что дети не поймут – он сказочник сложный. Ничего подобного – они, оказывается, такие умные! И такая глубина в каждом из них!

В сказке всегда есть мудрое поучение: как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, а также лень, трусость, грубость. Дети, стараясь подражать любимым сказочным героям, их положительным чертам характера, становятся лучше, добрее.

– Мы все  добрые от рождения, – продолжает разговор Яна Арзамасцева. – Уже потом нас ломают жизненные обстоятельства, и мы забываем о своем предназначении.  И наша главная задача   – вернуть детям сказку, через которую они познают мир, учатся добру и состраданию. Поэтому так важно  найти  правильный литературный материал и  суметь подать его с любовью.

Именно таким спектаклем является спектакль «Снежные человечки» по пьесе А. Веселова, который состоялся в преддверии Нового года.  Это  потрясающий, волшебный  спектакль, необыкновенно трогательная история, которая учит детей добру. Он шел у нас уже в прошлом году, и вот  мы повторили его по просьбам зрителей.

Яна Арзамасцева – профессиональная актриса и профессиональный режиссер.

– Мое первое образование – Одесское театральное училище.  Еще Восточно­Сибирская государственная  академия искусств. Я режиссер драмы, а сейчас еще дополнительное образование получаю  в Академии переподготовки  специалистов – работников  искусства в Москве, – рассказывает художественный руководитель театра.

– Как изначально набиралась труппа?

– Театр кукол вообще объединяет  необычных детей. Это дети не эгоисты, либо со сложной судьбой, либо исключительно отличники.  Здесь кроется, наверное, какая­то психологическая причина. Для них театр кукол – своего рода отдушина, которую, возможно,  не может дать школа..

– Как проходит процесс обучения ребят?

– Мы стараемся выводить театр кукол на профессиональный уровень, – говорит Яна Арзамасцева. –  С юными актерами театра занимаются всеми театральными науками – от актерского мастерства и умения водить кукол до хореографии и вокала.  В драматический театр приходят люди, чтобы самореализоваться. А здесь свой эгоизм надо переложить на куклу. Это сложно, но именно в этом проявляется настоящий артист.

И вокал у нас преподается, и пластика. У нас поющие дети. Родители иногда говорят: «Ой! Наш ребенок запел!»  Мы отвечаем: «Да он всегда пел!» Нет непоющих детей. Выпускница музыкального колледжа имени Скрябина, руководитель народного коллектива Дворца культуры  Майя Тютчева  с ребятами занимается профессионально. И если мы позиционируем себя как театр, как образцовый коллектив, то должны держать марку.

И, конечно, мы всегда рады видеть любого ребенка. У нас находят себя даже  дети с ограниченными возможностями.  Есть ребенок, который не смог заниматься ни в одном коллективе – гиперактивный мальчик. У нас  он уже третий год. Старается, уже что­то получается,  самостоятельно выходит на некоторые спектакли.  Так что театр имеет еще и лечебный эффект.

В прошлом году  в реабилитационном центре «Бригантина» был благотворительный спектакль, во время которого произошло поистине чудо – на сцену выбежал шестилетний ребенок, который не мог ходить.  Мама и врачи в  шоке! Вот это куклотерапия!

Не так давно в театре  появилась новый художник­постановщик, художник­бутафор Олеся Дворовая.  Это человек, который создает образы,  делает куклы и декорации.  С ее приходом все выступления театра заиграли новыми красками, стали более яркими персонажи.

– Мой театр начался со знакомства с Яной  Арзамасцевой, – рассказывает Олеся. – Когда встречаешь единомышленника, с которым просто и  комфортно работать, сразу видны пути, с помощью которых можно реализовать то, что задумано.  Яна приносит какой­то интересный сценарий, рассказывает, как она  представляет его в действии. Я в своей голове это кручу­верчу, думаю... Ну, а потом делаю эскизы, рисую. Вместе обсуждаем, как это будет выглядеть. После эскизов начинаю делать кукол.

– Из чего?

– Сначала делается эскиз куклы, отыскивается приятный, смешной образ. По этому эскизу лепится заготовка из пластилина, которая затем обклеивается папье­маше, – раскрывает Олеся секреты изготовления кукол. – Мы ездили в театр Образцова, в подмосковный кукольный театр, словом, стараемся общаться с коллегами. Я хочу привить детям желание творить из всего, что есть под руками. Там, где обычный человек видит мусор, художник всегда найдет  интересный материал. Жалко, что люди отходят от таких простых вещей, как рукоделие. Мне кажется, оно как­то стабилизирует сознание. Поэтому я за то, чтобы дети творили что­то своими руками и видели результат.

Конечно, изготовление кукол из классического папье­маше – процесс достаточно длительный. Сейчас я придумала свою технологию, дешевую и простую.  Не буду раскрывать тайну, но в наших условиях это самое оптимальное.

Авторские у нас не  только куклы, но и костюмы, с просьбой изготовить которые мы обращаемся к Елене Мошковой – художнику по костюмам, швее. Она всячески нам помогает в создании  окончательного театрального  образа. Только добрые слова хочется сказать и в адрес Алевтины Кукобы, которая  раньше была здесь художником и очень много изготовила кукол и декораций. Она всегда участвует во всех наших проектах, и без нее многое бы не удалось сделать.

Театр кукол – это добрый театр, что, наверное, помогает  сглаживать  какие­то острые углы в человеке вообще, и я очень рада, что мы хорошо понимаем друг друга, что  все мы  здесь сошлись в творческом союзе. Это дает свои плоды.  Нас любят и родители, и бабушки, и дедушки, которые благодарят нас после спектакля. Мамочки, которым, похоже,  не рассказывали в детстве сказки, с интересом досматривают спектакль до конца, несмотря на то, что их маленький ребенок вдруг заплакал. Процесс воспитания как бы возвращается назад».

К разговору о театре присоединяется актер, сценограф, заведующий художественно­постановочной частью, режиссер Андрей Бергман.

– Помните слова М. Цветаевой: «Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи..» Вот, на самом деле, если бы вы знали, из какого сора рождаются наши куклы, декорации... Любой театр – очень затратное производство, а кукольный особенно. Поэтому, бывает, приносим старые, сломанные куклы, найденные на мусорной площадке. Глаз наметанный –  замечаем на улице веточки, листики... Все идет в дело. На самом деле, конечно,  дворец культуры  очень помогает.

Город Дубна особенный. Здесь живут люди с хорошим вкусом и очень  большими претензиями. Поэтому стараемся работать профессионально, красиво и интересно. Так, чтобы можно было сказать: здесь играют профессиональные куклы, которых водят профессиональные актеры, задача которых  через русскую сказку заложить в маленьких зрителях основы любви к своим корням, потому что настоящий патриотизм  закладывается именно в этом возрасте.  Потом эти дети станут рабочими, инженерами, учеными, да кем угодно, но заложенная в детстве любовь к Родине у них останется в подсознании.

С чего начинается Родина?  В том числе  и со сказок театра «Поветруля».

Татьяна ЛАПАЕВА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Декабря 2014 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Простая математика
Курсы валют на 27 Мая (cbr.ru)
byrBYR30.55(+0.25)
usdUSD56.76(+0.69)
eurEUR63.67(+0.66)
uah10 UAH21.55(+0.22)
Встреча, Газета , Ооо