Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Как нам организовать рабкрин Печать
11.09.2014 09:30

Можно ли представить себе жителя французских Канн, который был бы совершенно равнодушен к кино и при этом не знал бы о существовании Каннского кинофестиваля? Нельзя. Скорее, наоборот: даже если предположить, что такой гипотетический горожанин яростно ненавидит кино, он наверняка знает даже даты следующего Каннского кинофестиваля и строит свои планы с поправкой на эти даты. Почему? По очень простой причине: это событие, выращенное его организаторами до уровня, когда игнорировать происходящее невозможно в принципе.

В Дубне с 2007 года существует международный музыкальный фестиваль «МузЭнерго». Мероприятие,  что и говорить, калибра на несколько порядков меньшего, хотя  дубненскими достижениями не стыдно и похвастаться: за семь лет существования в городе проведено 18 (!) фестивалей  и показано 797 музыкантов из 39 государств (ведётся строгий учёт), участники наших фестивалей регулярно отправляются из Дубны в разнообразные крупные филармонии, а время от времени на «МузЭнерго» обращают внимание по-настоящему серьёзные СМИ – телеканал «Культура», «Российская газета», «Коммерсантъ», «Эхо Москвы» и так далее.

Однако абсолютное большинство жителей Дубны (кстати, население у нас такое же, как и в Каннах – около 70 тысяч человек) о «МузЭнерго» не знают ничего вообще, несмотря на достаточно разнообразную стилистическую палитру, регулярные мероприятия и ежегодные летние сессии  на Молодёжной поляне с бесплатным доступом. Почему? Одна причина   в том, что нет пророка в своём отечестве (некоторые дубненцы уже всерьёз указывают в адресной строке улицы «Понтекорова» и «Курчатого» – какое уж тут внимание к музыкальным фестивалям!)  Вторая причина в том, что при всём стилистическом разбросе фестиваля он мало пересекается со вкусами среднестатистического горожанина. Третья – в том, что «музэнерговских» событий из-за инерционности мышления кажется многовато для по-настоящему серьёзного крупного мероприятия, к которому надо бы готовиться год. Четвёртая – в том, что концерты эти слишком дороги или слишком дёшевы (как известно, у одних хлеба не хватает, а у других брильянты слишком мелкие). Пятая – в том, что даже для ценителей, например, джаза ничего не говорят имена большинства привозимых фестивалем артистов. И так далее, и так далее.

Когда  в 2007-м мы начинали этот фестиваль с теперь уже, увы, покойным Дмитрием Никитским, мы много шутили на тему «джазовых Васюков», но в глубине души верили, что это возможно: построить в городе оригинальное и независимое событие, на которое бы действительно ехали сотни и тысячи туристов из других городов и даже стран. Строго говоря, я и сейчас в это верю, но семь лет истории фестиваля существенно подрихтовали  мой идеализм: стало ясно, что по той технологии, по которой он делается сейчас, большего добиться не получится. Но за  те же семь лет я познакомился – как джазовый журналист и профессиональный организатор – с множеством других фестивалей, в том числе и зарубежных, и почти везде наблюдалась та же самая история. Поначалу некие полусумасшедшие энтузиасты принимали решение делать проект, потом нарабатывалась основа, потом возникал серьёзный организационный комитет, а потом начинался настоящий прогресс: спонсорам, властям, жителям, туристам уже трудно было игнорировать мероприятие, которое и историей доказывает свою состоятельность, и планы строит весьма привлекательные.

Простой пример из маленького норвежского городка под названием Хёугесунн (население – чуть больше 30 тысяч человек): за неделю до проведения очередного джазового фестиваля Silda Jazz («silda» по-норвежски – «селёдка») (на фото) его афиши появляются в витринах почти всех магазинов города –  от крохотных частных лавочек до международных супермаркетов. Казалось бы, ну зачем обувному магазину, велосипедной мастерской или парикмахерской оповещать свою клиентуру о джазовом фестивале? Ответ простой: затем, что горожане видят в этом фестивале своеобразный культурный бренд города. Они могут не интересоваться джазом, но они гордятся тем, что у них в городе это есть и что к ним специально едут гости. При этом организацией фестиваля занимается, по сути, один человек – контрабасист Бьярне Данкель, который состоит на службе в местном муниципалитете, а  помогает ему регулярно собирающийся оргкомитет с чётким распределением ролей, и люди входят в этот оргкомитет совершенно по разным причинам. Кто-то хорошо умеет оптимизировать транспортную логистику и просит за свою работу денег (и Бьярне в течение года ищет на такого специалиста бюджет). Кто-то очень любит готовить  и весь фестиваль торчит на кухне, закармливая в фестивальном буфете всех желающих музыкантов от пуза и даже не выбираясь на концерты. А кто-то берёт на себя подготовку проживания для гостей в обмен на  право бесплатно посещать дорогие выступления заокеанских звёзд. Все довольны.

Я думаю, что сейчас самое время начинать делать из «МузЭнерго» по-настоящему  заметный культурный бренд Дубны. История и достижения у фестиваля есть, без преувеличения, потрясающие: достаточно сказать, что в ходе его подготовки у меня на руках очутился, например, персональный контракт с королевой Елизаветой II, которая по этому контракту должна мне денег. Понятно, как решать большинство технических вопросов. Остаётся пересмотреть художественную политику фестиваля (сделав его более близким массам,  но не потеряв при этом его самобытности, которую отмечают и российские, и зарубежные специалисты) и наполнить фестиваль тем, что, собственно, и делает праздник праздником.

Концерты могут (и должны) сопровождаться самыми разными дополнительными программами – выставками, мастер-классами, кинопоказами, парадами, да хоть бы и утренними спортивными турнирами для имеющих свободное время приезжих. Фестиваль может (и должен) быть состыкован с разными не самыми очевидными оказиями, например, со стоянками в городе круизных теплоходов, раз уж с этого года появилась такая возможность. Приехавший на фестиваль гость должен иметь возможность пройтись с экскурсией по городу, сделать выбор между разными вариантами общепита, найти местные сувениры, как-то соприкоснуться со знаковыми артефактами Дубны. Почему нет?

В городе проводится «Ресторанный день», на стене «Архимеда» показывают ночное кино, у «Терминалов» начал работать прокат велосипедов, в парке поёт фонтан – и все эти никак не связанные между собой события могут стать собственными или партнёрскими составляющими крупного музыкального фестиваля, на который поначалу соблазнятся разве что соседи из Кимр и Талдома, а потом – тверичи, москвичи, белорусы, поляки, американцы, марсиане…

Есть и ещё один важный момент: независимость. «МузЭнерго» с самого начала строился как фестиваль, не подчинённый финансовому или административному диктату. В России крайне мало больших культурных событий, которые не основывались бы на государственном бюджете или не находились бы в жёсткой зависимости у конкретного финансового спонсора. В таком симбиозе нет ничего плохого, но   так или иначе это делает мероприятие не самостоятельным; у нас же, в Дубне, в течение семи лет выпестована совершенно уникальная возможность делать полностью общественный проект, который и не зависит от государства, и не воюет с ним.  Вдумайтесь  в это, пожалуйста, независимо от того, в какой партии вы состоите, поддерживаете  президента или нет: у нас есть фестиваль, который на сто процентов отделён от любых политических интриг и в состоянии сосуществовать и сотрудничать и с властью, и со спонсорами без каких бы то ни было культурных компромиссов.

Словом,  невозможного, как мне кажется, нет. Просто настало время сделать фестиваль открытым для всех, кто видит себя в его оргкомитете в той или иной конкретной роли. Перейти от развития проекта силами небольшой группы волонтёров к работе нормального ответственного оргкомитета, который не только выполнял бы поставленные задачи, но и сам ставил эти задачи. Поэтому мы собираемся 12 и 13 сентября в библиотеке ОИЯИ (Блохинцева, 13), где всем заинтересованным будет рассказано о прошлом фестиваля, его проблемах и предлагаемых путях их решения. А дальше – каждый желающий сможет высказать свои идеи и предложить свою помощь проекту на тех условиях, которые ему самому интересны. Именно так когда-то начинались почти все серьёзные международные фестивали, о которых мы сейчас прекрасно осведомлены, пусть мы и не были никогда в Каннах или Монтрё.

Приходите! И не важно, восемнадцать вам лет или восемьдесят, любите ли вы слушать джаз или сажать розы, есть ли у вас опыт организационной работы или нет, говорите ли вы на иностранных языках и так далее. Обсудим.

Библиотека ОИЯИ (Блохинцева, 13):

– пятница, 12 сентября, 19:00,

– суббота, 13 сентября, 13:00.

Юрий Льноградский, основатель и организатор фестиваля «МузЭнерго»

Фото Ирины КУРЗАНЦЕВОЙ

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Сентября 2014 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Простая математика
Курсы валют на 27 Мая (cbr.ru)
byrBYR30.55(+0.25)
usdUSD56.76(+0.69)
eurEUR63.67(+0.66)
uah10 UAH21.55(+0.22)
Встреча, Газета , Ооо