5 февраля в малом зале ДК «Мир» в рамках XXI Международной конференции «МАТЕМАТИКА. КОМПЬЮТЕР. ОБРАЗОВАНИЕ», проходившей в Дубне с 3 по 8 февраля, состоялся концерт пианиста, композитора, педагога, доцента кафедры клавишных инструментов Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, члена Союза композиторов России Ивана Глебовича Соколова (фортепиано) и лауреата международных конкурсов и фестивалей, преподавателя Московской консерватории вокалистки Елены Золотовой. В программу вечера столичные музыканты включили пьесы из цикла «Времена года» и романсы П.И. Чайковского, а также сочинения Ивана Соколова – цикл прелюдий и романсы на стихи Заболоцкого и Бунина.
В зале был аншлаг, участники конференции очень тепло приветствовали исполнителей. Между тем, впечатление от исполнительской манеры Соколова было странным… После первых же фраз, сыгранных пианистом, создалось впечатление, будто попал в мир, ранее не известный.
Вроде бы текст фортепианных пьес Чайковского исполняется точно, все на своих местах, однако при этом перед слушателями предстают совершенно незнакомые образы – многим показалось, будто они попали на просторы иной планеты. Планеты очень похожей на ту, что живописал гений Чайковского, но другой…
На ней «Подснежник» пленительней и скромнее, «Белые ночи» нежнее и призрачнее, а «Жатва» веселее и безудержнее. Это же относится и к романсам, которые в исполнении Е. Золотовой и И. Соколова приобрели новую, более трепетную, окраску.
Между тем, удивление пропадает, едва И. Соколов начинает исполнять собственные произведения – в них он в полной мере предстает как создатель собственного мира, в котором все более хрупко и утонченно, чем в окружающей нас действительности.
Представленные сочинения вроде бы не содержат ни особых композиторских изысков, нет в них и перепевов из произведений известных мастеров. При этом ясно: автор прекрасно знает европейскую музыку, владеет тайнами композиторского мастерства и умеет пользоваться любой манерой письма.
Суть же состоит в том, что И. Соколов невероятно одарен как музыкант, плюс у него прекрасное образование: в 1983 г. он окончил Московскую консерваторию по двум специальностям – теоретико-композиторский факультет, композиторское отделение по классу профессора Н.Н. Сидельникова, и фортепианный факультет по классу профессора Л.Н. Наумова. Инструментовкой Соколов занимался у Э.В. Денисова, музыкально-теоретические системы изучал под руководством Ю.Н. Холопова.
В настоящее время И. Соколов – участник известных в России фестивалей «Московская осень», «Альтернатива», «Фестиваль русской музыки», а также крупных фестивалей в Германии, Швейцарии, Голландии. С 2002 года он много концертирует за рубежом, в том числе в Европе, США и Канаде.
Необычайная эрудиция и широта музыкального и общеэстетического кругозора композитора чрезвычайно велики. Именно они обеспечивают высокую эффективность курса «Теория музыкального содержания», а также факультатива по проблемам фортепианной музыки XX-XXI вв., которые И. Соколов читает в Московской консерватории студентам-исполнителям, теоретикам, а также аспирантам-иностранцам.
В связи с этим хочется привлечь внимание любителей классики к чрезвычайно интересным лекциям И. Соколова, прочитанным им в музыкальной школе г. Рузы и выложенным в Интернет: «Евангельские истоки клавирной музыки Баха», «Загадки творчества Скрябина».
Любопытно и его выступление, анализирующее ораторию Гайдна «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте». (Клавирная транскрипция этого сочинения была найдена в Лондоне в середине 20-го века с авторской припиской: «Мною, Францем Йозефом Гайдном, эта версия тщательно проверена и признана наиболее соответствующей оригиналу».)
Параллельно хочется отметить бесспорное дарование Елены Золотовой: интонационная точность, внимательное отношение к тексту, тембровое обаяние ее сопрано в полной мере способствовали раскрытию эмоциональной партитуры опусов И. Соколова.
И. Г. Соколовым написаны опера, два музыкально-сценических произведения, много камерных сочинений, произведения для хора, фортепиано, ансамбля ударных, квартеты, около 200 романсов и др.
Можно только радоваться, что композиторское дарование И. Г. Соколова признано не только в нашей стране, но и за ее пределами...
Наталия Белага
|