Вечер полифонии Печать
17.10.2013 12:09

4 октября в Органном зале  Хоровой школы мальчиков и юношей состоялся концерт лауреата международных конкурсов в Великобритании, Германии, Чехии и России органиста Константина Волостнова. Программа, которую музыкант исполнил перед дубненской публикой, отличалась редким стилистическим единством. Объединенная тематикой «Бах и русская музыка», она включала в себя бессмертные Прелюдии и фуги великого мастера барокко и талантливые полифонические опусы А. Глазунова, В. Каратыгина, Г. Катуара и А. Гедике.

Константин Волостнов – ученик лауреата международных конкурсов А. Шмитова и профессора МГК Н. Гуреевой, а также профессора доктора Высшей школы музыки Штутгарта Л. Ломанна, к настоящему времени уже приобрел широкую известность  как  концертирующий органист. Только в прошлом сезоне во время гастролей по России он завоевал симпатию любителей музыки Москвы, Петербурга, Астрахани, Архангельска, Петрозаводска, Кирова, Перми, Омска и Волгограда. С не меньшим успехом органист гастролировал и по городам Швейцарии, Германии и Украины. За это время Волостнов исполнил более 20 разнообразных программ, что является в своем роде «рекордом на российской органной сцене».

Среди этой лавины выступлений хочется отметить ряд его сольных концертов в Москве в Доме музыки, в Музее музыкальной культуры (там прозвучали сочинения Баха), в Малом зале Московской консерватории, а также  в Симфоническом зале немецкого города Бамберга, где были исполнены произведения отечественных авторов.

Показательна в этом плане и программа, сыгранная молодым музыкантом в Дубне: помимо Прелюдий и фуг И. Баха и А. Гедике – известного российского композитора, пианиста, органиста и педагога, Волостнов включил в нее Прелюдии и фуги Глазунова, Каратыгина и Катуара. Эти сочинения были написаны по заказу французского аббата Жубера специально для энциклопедии современных органных стилей, изданной им в 1913 году («Les maitres contemporains de 1'orgue». Paris. Maurice Senart & C). В результате дубненцы получили возможность  впервые услышать редко звучащие органные опусы, составляющие золотой фонд отечественной музыкальной культуры.

– Органом я занимаюсь с одиннадцатилетнего возраста, – рассказывает Константин Волостнов. – После школы поступил в училище при Московской консерватории, где по классам фортепиано и органа занимался у Алексея Михайловича Шмитова. С 2010 года работаю ассистентом на кафедре органа и клавесина Московской консерватории. Параллельно с этим  концертирую и записываю диски.  Так, на эту осень запланирована запись на всемирно известном органе Рижского Домского собора. В программе экспрессивная и мистическая русская органная музыка начала 20­го века. Этот уникальный проект подготовлен для английского звукозаписывающего лейбла Priory Record (Дискография Волостнова достаточно обширна, в нее входят произведения Баха, Моцарта, Мендельсона, Шумана, Регера, Видора, Алена и других авторов, в частности, московских композиторов – преподавателей МГК.) Помимо этого,  у меня запланирован концерт в Штутгарте, где я должен буду сыграть Органный концерт №7 Хиндемита с духовым составом. Программу же, исполненную в Дубне,  мне предстоит в недалеком будущем играть в Красноярске, Перми, Кирове и Новосибирске. К слову, в Дубне я выступаю уже не первый раз и должен сказать, что публика здесь на редкость внимательная и интеллектуальная: не многим под силу за два часа выслушать восемь достаточно масштабных Прелюдий и фуг и не покинуть зал!

Между тем внимание слушателей было обусловлено не только высокой степенью ее музыкальной подготовленности. Этому способствовало в первую очередь то, что Волостнов предварял свою игру  подробными комментариями, связанными с историей создания предлагаемых сочинений. Во вторую –  манера  исполнения, которой свойственно доводить свои художественные замыслы до аудитории ясно и понятно.

Ко всему, хочется отметить точное попадание органиста в стилистику выбранных им произведений. Так, линеарность мышления музыканта, выразившаяся в четкой индивидуализации голосов, а также яркие, темпераментные всплески в речитативах  в полной мере  соответствовали барочной направленности сочинений Баха.

Тщательно выверенная фразировка и интересная красочная регистровка отличали исполнение Волостновым Прелюдии и фуги Каратыгина. Обаяние этому опусу придало и мастерство музыканта, сумевшего передать поэтическое обаяние русской мелодики, положенной в его основу. Это настолько пришлось по вкусу аудитории, что после окончания произведения из зала раздались крики «Браво!»

Особняком стоит исполнение Волостновым Прелюдии и фуги Катуара. Это сочинение  ­ своего рода мост между строго регламентированной немецкой полифонической формой XYIII века, красочностью, свойственной французской музыке начала XX века, и «поэмностью», нашедшей в тот период великолепную реализацию в творчестве наших великий соотечественников. Не зря искусствоведы отмечали, что композиторскому почерку Катуара свойственны «гармонические изыски Вагнера, экзальтация Скрябина, утонченность Дебюсси и выверенность в деталях Танеева». Органисту удалось наполнить этот сложный стилистический «букет» импровизационной свободой, и как результат – аудитория вызвала столичного маэстро бисировать.

Пьеса из опуса Генделя «Музыка на воде» завершила встречу слушателей с Константином Волостновым, который известен многим дубненцам не только как блестящий органист, но и как активный организатор фестиваля 2006 года «Органная музыка на Волге».

Наталия Белага