Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Балет "Щелкунчик": классическая постановка и мультимедиа-технологии Печать
15.05.2013 11:07

7 мая в ДК «Мир» состоялся спектакль  Театра русского балета «TALARIUM ET LUX», главным художественным руководителем которого является один из ведущих балетмейстеров России лауреат Государственных премий СССР, народный артист СССР Михаил Лавровский. Столичный коллектив привез в Дубну балет П. Чайковского «Щелкунчик» (либретто по сказке Э.Т. А. Гофмана), впервые в Европе оформив классическую постановку при помощи мультимедиа-технологий и компьютерной графики.

Балет «Щелкунчик» (1892) был написан композитором по рекомендации Ивана Всеволожского – директора императорских театров, предложившего взять за основу спектакля сказку Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Либретто к постановке написал Петипа, который, как вспоминают очевидцы,  сказку не читал, а знал ее лишь в пересказе Дюма-отца. Не будучи знаком ни с гофмановской философией, ни с взятым за основу произведением, он даже героиню балета ошибочно назвал Кларой – именем любимой куклы героини Мари.

Творение Чайковского оказалось гораздо серьезнее и содержательнее либретто Петипа. Если у балетмейстера была задумка поставить милый и наивный детский балет, то у композитора замысел был значительно глубже: его музыка охватывала самые различные эмоциональные сферы – она вобрала в себя все что угодно: разбитые мечты, неумолимую судьбу, разрушающую человеческое счастье, но только не «бездумно–пряничное» детское мироощущение. Скорее всего, Петипа почувствовал это несоответствие, а потому передал постановку второму хореографу Льву Иванову, который в основном и проиллюстрировал представленный сюжет. В этой редакции балет успеха не имел, несмотря на отдельные удачно поставленные танцы. Последний раз его возобновляли в 1923 году, после чего спектакль Иванова навсегда исчез со сцены Мариинского театра.

В любом случае из-за противоречия между либретто и музыкой «Щелкунчик» до сих пор является одним из самых сложных спектаклей для хореографов всех поколений – возможно, именно поэтому балет и пережил за время своего существования множество различных интерпретаций, в том числе откровенно несуразных и далеких от оригинала.

Среди огромного количества постановок «Щелкунчика» своей оригинальностью выделяются работы Юрия Григоровича в Большом театре (1966), Михаила Барышникова в Американском балетном театре  (1977), Рудольфа Нуреева в 1967 в Ballet Royal de Suиde. К этому сюжету обратился и Константин Симонов, осуществивший в 2007 году постановку «Щелкунчика», поставив его в соответствии с идеями выдающегося современного художника Михаила Шемякина и главного художественного руководителя Мариинки Валерия Гергиева. Получили известность также обращения к «Щелкунчику» и крупнейших западных хореографов XX века, в частности,  Д. Бёрда, Дж. Баланчина, Дж. Ноймайера, Р. Пети.

Однако обратимся к прошедшему спектаклю, приуроченному Театром русского балета к 120-летию со дня премьеры «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра.

«TALARIUM ET LUX» привез в Дубну постановку 1934 года, осуществленную в Петербурге в Кировском театре Василием Вайноненым. Балетмейстер, взяв за основу сюжет сказки Гофмана, сочинил на музыку Чайковского ряд очень красивых ансамблей, однако к трагической теме  «прикасаться» не стал. В тот период постановка Вайнонена вызывала бурю положительных эмоций, этому способствовало и то, что партию Маши танцевала гениальная Галина Уланова, принца – неповторимый Константин Сергеев, а оркестром управлял легендарный Евгений Мравинский.

Здесь необходимо отметить, что оформление балета – сложнейшее искусство,  и художники даже самых прославленных шоу не всегда могут эту специфику в полной мере учесть. Именно поэтому хочется сказать несколько слов о том, насколько органично в представленном в  Дубне «Щелкунчике»  был осуществлен синтез мультимедиа-технологий, компьютерной графики и классической хореографии.

Сама идея синтеза столь различных по своему направлению искусств не может не вызывать восторга. Тем не менее, скажу как зритель – предложенное действо  зачастую  не воспринималось как целое. Выбранная для постановки редакция Вайнонена изначально была лишена драматизма, и если его балет и производил незабываемое впечатление 80 лет назад, то немалую толику здесь играл тот факт, что действо происходило на фоне статических декораций. Именно поэтому скульптурные позы легендарной Улановой воспринимались как символ красоты, а ее бег – как порыв к счастью (в частности, в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта»). Сейчас же к оформлению балета было привлечено современное визуальное искусство, живущее по собственным законам. С одной стороны,  оно несколько отвлекало от танцовщиков, с другой, вызывало у зрителей свой ассоциативный ряд.

Дело в том, что зрительные образы, созданные с помощью компьютерной графики, завораживают только тогда, когда наполнены подлинной динамикой. В предложенном же графическом оформлении балета динамики крайне мало, так же, как и в либретто, положенном в основу редакции Вайнонена. Ко всему, появление Дроссельмейера, летающего в образе филина, тут же аннулировало ту меру условности, которая ранее давала возможность хореографам делать самые невероятные с точки зрения современности вещи, в частности, выпускать в ролях юного Фрица и его приятелей переодетых девушек. Современный же зритель, увидев подобное, немедленно начинает  хихикать – у него включается чувство юмора, сформированное не «Двенадцатой ночью» Шекспира, а бесконечной чередой неприхотливых кинокомедий, где развлекают подобным способом. Ко всему, в противоречие с происходящим как на экране, так и на сцене вступает и музыка Чайковского. Она столь разнообразна и эмоционально наполнена, что звучит сама по себе, не обуславливая то, что происходит с героями спектакля. А между тем с помощью мультимедиа она могла бы вместить в себя весь сюжет сказки Гофмана, а именно не только историю Щелкунчика и Маши, но и его приключения, связанные с принцессой Пирлипат. Если к этому добавить, что партии Пирлипат и Мари могла бы танцевать одна и та же балерина, то возникает возможность насытить балет противопоставлениями в стиле Одетты-Одиллии из «Лебединого озера».

В заключение  хочется добавить, что союз мультимедиа и балета дает такую почву для фантазии, что и режиссеру, и танцовщикам еще есть о чем помечтать. Конечно, хотелось бы, чтобы данный проект был поддержан теми, кто имеет такие же возможности, как дирекция Американского балетного театра и Бруклинской академии музыки, выделившие на постановку своего «Щелкунчика» 5 миллионов долларов. Однако это пожелание, скорее всего, превосходит даже болезненную фантазию самого Эрнеста Теодора Амадея!  Между тем коллектив Театра русского балета молодой и талантливый, и руководитель у него великолепный, а потому их дальнейшие успехи в своем не-      простом начинании не вызывают сомнения.

Полагаю, что по поводу синтетических постановок «Talarium et Lux» будет сломано еще немало копий, тем не менее хочу отметить главное: выступление театра в Дубне было принято зрителями на ура, особый успех выпал на долю заключительной части постановки, что доказало актуальность и несомненные художественные достоинства данного проекта, а также его востребованность публикой!

Наталия БЕЛАГА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА

 

 

Комментарии  

 
0 #3 Pedro 05.10.2015 02:00
One great thing about this Clash of clans cheat gems is that it will change the dates
directly from the servers.

Here is my blog how to
hack clash of clans with cydia: http://Www.freewebsite-service.com/gamerspom/blog.php?id=511272&snavn=Blog+post
Цитировать
 
 
0 #2 Jacob 23.05.2015 10:12
Nous vous fournissons aussi des astuces et des guides pour Clash Of Clans sur Android et iPhone.


Feel free to visit my web blog ... clash of
clans hack android apk: http://aphrus.com/en/entry.php?1064-What-The-Pope-Can-Teach-You-About-Clash-Of-Clans-Wikipedia-Gems
Цитировать
 
 
0 #1 Janis 02.05.2015 17:12
Following this, you are required to enter the amount of gems
and gold that you need to get.

my weblog - clash of
clans hack tool download no survey and password 2014: http://www.pt3.co.kr/?document_srl=399547
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
< Мая 2013 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Простая математика
Курсы валют на 29 Июня (cbr.ru)
byrBYR30.82(+0.19)
usdUSD59.54(+0.66)
eurEUR67.69(+1.73)
uah10 UAH22.83(+0.26)
Встреча, Газета , Ооо