СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Если веришь в сказку Печать
17.01.2013 11:26

Две театральные премьеры представил в наступившем году коллектив Дворца культуры «Октябрь». Выбор режиссеров-постановщиков творческих работ пал на сказки. Впрочем, что как не сказку каждый из нас мечтает увидеть под Новый год…

Классика сказочного жанра
Эта премьера, по словам режиссера Молодежного театра ДК «Октябрь» Андрея Бергмана, будет жить. Речь о новогодней сказке «Щелкунчик», которую, как говорят в ДК, будут представлять на разных сценах, ездить с ней на гастроли. Во всяком случае, есть на то желание самой труппы. Кроме того, весь реквизит, декорации изготовлены как раз с условием, что будут долговечны, практичны: для выездных спектаклей они должны легко возводиться и трансформироваться.
Как раз об этом – о работе над декорациями, костюмами и в первую очередь самим творческим процессом новогодней сказки «Щелкунчик» наш разговор с Андреем Валерьевичем Бергманом:


– Во Дворце культуры «Октябрь» стало традицией каждый год представлять  премьеру, мы всегда стараемся удивить зрителя. В предыдущие года были музыкальные, танцевальные постановки. А в этом году мы взяли драматическое произведение. На сцене была представлена извечная рождественская история,  которая хорошо известна и в балетном варианте, есть и ее киноверсия. Это история, которая случается на Рождество, когда хочется добра, хочется сказки. И в детском воображении кем бы ни были наши родители – токарями, пекарями или трубочистами, для нас они короли и королевы. А девочка, в которую ты влюблен, непременно принцесса – ну, это же сказочные мечты... И Гофман нам дает такую возможность – пофантазировать, помечтать. Наш выбор не случаен, и мы постарались, чтобы наше маленькое поколение вспомнило, что есть классика сказочного жанра, отвлеклось от «робокопов» и компьютеров. Ведь есть простые истины, которые всегда присутствуют в хороших сказках: недостаточно быть красивым, нужно иметь доброе сердце, любить близких. А жанр сказки позволяет показать, выделить эти истины ярче, чем в жизни.
– Мне показалось, что Вы, Андрей Валерьевич, и сами верите в сказку…
– Я люблю театр, в нем я всю сознательную жизнь, я вырос у отца в детском оперном театре. И для меня театр – это сказка, это чудо.
– Вы работаете с непрофессиональными актерами. Это достаточно сложный процесс…
– С самими актерами работалось легко. Сложными были те задачи, которые мы себе поставили, ведь для Дворца культуры с его механизмом работы, его штатом было на самом деле непросто технически решить многие задачи. Все-таки были задействованы и полнометражные декорации, в постановке участвовали сразу несколько коллективов.
– Это дает надежду, что спектакль будет жить? Наверняка с таким расчетом изготавливали и реквизит, и декорации?
– Уверен, что он действительно будет жить. Безумно обидно, когда такие большие проекты бывают разовые. А если у спектакля появляется жизнь, если его играют, режиссер всегда этому рад, как бы тяжела не была работа.
Сказку «Щелкунчик», представленную на сцене ДК «Октябрь», с успехом приняли и взрослые, и ребята, пожелавшие разнообразить свой январский досуг. Она была и яркой, и доброй, и немного грустной, и одновременно веселой, так что знакомый сюжет, кажется, не мог разочаровать, тем более что создавали все это сказочное действо сразу несколько коллективов самого Дворца культуры (театр-студия «Запасный выход» и Молодежный театр, танцевальный коллектив «Калинка»), а также юные балерины хореографического отделения школы искусств «Вдохновение». Кроме того, большую помощь в изготовлении декораций ДК оказало художественное отделение Школы искусств и лично ее директор А.В. Пасько, так что, как подчеркивает художественный руководитель ДК «Октябрь» Елена Аликова, премьера сказки – успех слаженной работы большой команды творческих людей. В этом-то и есть секрет.  
Театр кукол снова в моде
Другая премьерная постановка ДК «Октябрь», показанная юным зрителям в дни зимних каникул, – новогодняя сказка «Огненная Змейка». Ее представил образцовый детский театр куклы, актера и маски «Поветруля» под руководством режиссера-постановщика Яны Арзамасцевой.  
История, сыгранная актерами посредством планшетных кукол, достаточно яркая и динамичная. Зайка, Медвежонок, Дед Мороз и Владыка, Снегурочка и Змейка становятся героями сказочного сюжета, полного чудес и приключений. Добро побеждает зло, как и должно быть в сказке, а сами юные актеры могут с полным правом говорить о еще одной весьма интересной творческой работе, сыгранной, судя по всему, с большим удовольствием. Выдам один маленький секрет: поскольку в этом спектакле два состава, ребятам пришлось тянуть жребий, кто будет представлять сказку на новогодней сцене.


– Ребята хотят играть, играют действительно с большим удовольствием, – говорит Яна Арзамасцева. – Дети, задействованные в постановке, основной состав, занимаются около трех лет и уже практически прошли театральную школу – и актерское мастерство, и речь, и кукловождение у них на хорошем уровне. Они очень слаженно владеют искусством импровизации. Более того, в кукольном спектакле очень важно чувство партнерства, нужно уметь слышать других актеров и зрителей. Знаете, маленький зритель – сложнейшая публика, ведь дети в отличие от взрослых чувствуют наигранность, видят неестественность, неискренность. Недаром на маленьких зрителях проверяется мастерство артистов.
А еще в кукольном театре очень важно в совершенстве овладеть кукловождением, уметь не просто вживаться в образ, но и «сживаться» с ним. Ну каково это, скажите, когда на сцене ты всегда в тени героя, хоть и полностью управляешь его игрой. Управлять игрой – это в первую очередь выдавать эмоции, а еще полностью подчинять себе движения героя. Делать это непросто, ведь каждая планшетная кукла, помимо того, что имеет свой характер и требует особенного подхода, к тому же еще весит несколько килограммов.


Сегодня, отмечает Яна Арзамасцева, искусство кукольного театра снова обретает популярность. А ведь еще всего несколько лет назад традиции кукольного театра стали угасать. Оказывается, огромную роль в формировании этих традиций играли и играют мастера по изготовлению кукольных героев – художники-бутафоры. С таким мастером театру «Поветруля», говорит Я. Арзамасцева, повезло: Олеся Дворовая в гармоничной работе со всем коллективом создает интересные образы, передающие характеры кукольных героев.
Изготовление кукол – дело не только трудоемкое, но еще и весьма затратное, так что коллективу приходится много гастролировать. Это и творческая реализация, и возможность заработать пусть небольшие, но необходимые как раз для изготовления новых кукольных героев средства. Не так давно, например, актеры театра побывали в Кимрском районе, причем работать им пришлось в самых что ни на есть экстремальных условиях. Выступали в Малом Василеве в неотапливаемом помещении, когда на улице мороз за двадцать… Но зритель же пришел, значит, нужно играть. И сыграли, а заодно увидели, чем живут их сверстники в деревне. Вот и получается, что помимо творчества для этих ребят подобные выступления – это еще и отличная школа жизни.
Как, впрочем, и все искусство детской сказки, которая, унося зрителя в мир мечтаний, ни на миг не отступает от простых истин и учит добру, без которого как на сцене, так и в самой жизни слишком неинтересен был бы сюжет.

Анна Французова
Фото Юрия Тараканова


 
 
< Января 2013 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.