"МузЭнерго" продолжает удивлять Печать
20.12.2012 06:52

15 декабря завершился очередной этап 13-го Международного фестиваля «МузЭнерго» в Дубне. Чем удивил он на этот раз, расскажем сегодня.

Когда душа стремится воспарить...
Без сомнений, этот момент наступает, когда музыканты питерской группы S.A.M.H.E.Y. берут в руки инструменты и открывают путь в бесконечное пространство звука. Ситар, мандолина, гитара, бансури, табла и тут же – скрипка, гусли. Сочетать на первый взгляд несочетаемое – принцип не только участников группы, но и вообще музэнерговская традиция, вот почему S.A.M.H.E.Y. гармонично вписались в программу фестиваля.
Группе чуть меньше года, каждый из ее участников – профессиональный музыкант, владеющий не одним музыкальным инструментом. Само творчество коллектива – это слияние музыкальных культур: индийской, европейской и, конечно, русского фолка, возрожденного и переработанного в концепции современных музыкальных веяний и авангарда. Говоря о такой музыке, чаще всего используют понятие «world music», хотя оно не совсем точно отражает идею этой группы, поскольку объединяет в себе слишком расплывчатое понятие «музыки, не являющейся частью современной западной». В музыке S.A.M.H.E.Y. содержится более конкретная идея совмещения традиционного индийского и славянского фольклора через современный взгляд на него.


Проект S.A.M.H.E.Y. уникален в своем роде. Это некий «этно-фолк-фьюжн», как называют его сами участники коллектива, абсолютно новое для российской сцены направление, цель которого – переосмысление идей западной музыки в рамках нашего культурного пространства. Музыканты стремятся не просто соединить разные культурные ветви, а слить воедино фолк и элементы джаза, рока, добавляя импровизационную индийскую музыку, которая призвана открывать сердца людей.


Неудивительно, что при подобном подходе в репертуаре коллектива оказались совершенно разные композиции, например, британского джаз-гитариста Джона Маклафлина или легендарного пианиста и композитора Дейва Брубека. Кстати, в память о последнем (Дейв Брубек умер 5 декабря 2012 года, не дожив всего один день до своего 92-летия) S.A.M.H.E.Y. сделал небольшую импровизацию на тему его знаменитой композиции «Take Five»1966-го года, дебют которой состоялся на фестивале «МузЭнерго».
В тот вечер зал аплодировал стоя. Иначе и быть не могло, ведь благодаря удивительной, волшебной музыке группы S.A.M.H.E.Y. открылось не одно сердце. Это было нечто совершенно особенное, полное и драйва, и медитативности, яркое и нежное, глубокое погружение в мир настоящей музыки.
Сибирская «Дубна»
Однако до концерта гостей «МузЭнерго» ждало еще много интересного. По уже сложившейся традиции фестивальная программа открылась детскими мероприятиями. В одном из залов библиотеки ОИЯИ свой 18-й день рождения вместе с читателями отмечала детская газета «Живая шляпа». В другом открылась «Комната сказок» Российской государственной детской библиотеки. Ее сотрудница – Надежда Потмальникова – выступила с занимательной программой «Волшебная страна одной сказки» и рассказала самым юным гостям встречи о писателях, которые прославились благодаря единственной сказке в их творчестве. Думаю, взрослые слушатели тоже почерпнули для себя много интересного в этой беседе.


Следующим пунктом программы был час кино. На этот раз зрителям было предложено посмотреть фильмы-призеры Международного канского видеофестиваля – авторское кино из жанра «короткого метра». А представляла специально подготовленную программу «Пешком в Сибирь» арт-директор Надежда Бакурадзе:
– С Юрой Льноградским мы знакомы давно, с 2005 года, когда устраивали гастроли японского оркестра, в частности, в Самаре, где на тот момент жил Юрий. Вообще, я считаю его настоящим подвижником. То, что он делает в Дубне столько высококлассных мероприятий, несомненно, заслуживает большого внимания. Я надеюсь, что этот первый эксперимент с показами Канского фестиваля в Дубне найдет свое продолжение, поскольку у нас есть такая традиция – в течение года показывать лучшие конкурсные картины в 12 городах России.
Немного об истории этого необычного фестиваля короткометражного кино. Канский видеофестиваль существует с 2002 года и ежегодно проходит в городе Канске Краснодарского края. Это своего рода антипод международного Каннского кинофестиваля, что, безусловно, подтверждает и его название. Как рассказала Надежда Бакурадзе, в Сибири тоже есть своя Дубна — это небольшой городок Канск. В этом году там прошел уже 11-й Международный фестиваль короткометражного кино – самый крупный фестиваль короткого метра в России. Ежегодно на конкурс приходит полторы тысячи фильмов из 80 стран мира. После предварительного просмотра жюри отбирает на конкурс лучшие работы, среди которых и определяются призеры. Кстати, даже Гран-при фестиваля в противовес Каннскому называется «Золотой пальмовый секатор».


Словом, к концепции фестиваля организаторы подошли с долей юмора и нестандартности. Наверно, по-другому и нельзя, ведь это фестиваль инновационного, альтернативного, авангардного видео, а также всех смежных жанров визуального искусства.
В рамках «МузЭнерго» организаторы фестиваля московская студия «Видеодом» показала 7 кинолент разных режиссеров из разных стран: США, Бельгии, Кореи, Франции и других.
– Это не лучшие фильмы конкурса, но, наверно, наиболее интересные для формата данного фестиваля, – говорит Надежда Бакурадзе. – Здесь зритель увидит достаточно разнообразную программу – это и классический короткий метр, и экспериментальные фильмы. Самый длинный из них длится 13 минут. Думаю, эти фильмы будут интересны той аудитории, которая вообще интересуется коротким метром, хочет узнать о разнообразных жанрах, сюжетах, да и вообще стремится следить за тенденциями современного искусства.
Пожалуй, самым захватывающим и ярким фильмом для музэнерговского киносеанса стала короткометражка бельгийского режиссера Кевина Мела «Экстраординарная жизнь Роки». Это «черная комедия» про мальчика Роки, который вырос в атмосфере смертей: все, кто его окружали, умерли при нелепых обстоятельствах, и каждый раз именно он был причиной катастрофы. Своего рода современная сказка о крупицах счастья среди бесконечного горя. Это история не только для подростков, но и для тех взрослых, которые хотят глубже понять молодое поколение.  
Среди фикусов и фолиантов
Выбрав местом проведения нынешнего фестиваля «МузЭнерго» с неблагоприятным номером 13 Универсальную библиотеку ОИЯИ имени Д.И. Блохинцева, организаторы в хорошем смысле удивили. Прежде всего тем, что музыкальная часть феста прекрасно вписалась в формат камерного концерта, что придало всем композициям своеобразное новое звучание. Ну и, конечно, было весьма приятно обсуждать фестивальные события, сидя на диване с чашкой чая среди многочисленных фикусов. Кстати, всем участником фестиваля руководство библиотеки дарит небольшие сувениры на память о пребывание в наукограде, в том числе и книгу Евгения Молчанова о Дубне.
– Мне крайне приятно, что гостям нравится наш необычный город, ведь это и научный, и культурный, и университетский центр, – говорит директор библиотеки Ирина Евгеньевна Леонович. – У Дубны столько ипостасей, что ее по праву можно назвать уникальным городом на карте России. А библиотека ОИЯИ уникальна в нашем городе, она ведет свою историю с 1949 года, и без ложной скромности скажу, что на сегодняшний день она занимает центральное место среди остальных библиотек города во многом благодаря тому, что у нее самый крупный фонд – 220 тысяч книг размещены в большом хранилище и содержатся в хороших условиях. Сейчас мы выходим на несколько другой уровень – интерактивный. Я считаю, что при современном ритме жизни, кроме образовательной и информационной функции, библиотека должна приобретать и досуговую. Вот почему мы с радостью откликнулись на идею Юрия Льноградского провести 13-й фестиваль «МузЭнерго» именно в нашем здании.
Стоит отметить, что Юрий вообще делает нетривиальные вещи, эксклюзивные. У него особый талант – находить неординарных людей совершенно фантастических способностей, которых не всегда и по телевизору увидишь. Сам факт того, что мы имеем возможность увидеть всё это вживую, пообщаться с интересными людьми, не может не радовать. Ведь подобные мероприятия доступны не каждому крупному учреждению Москвы.

В этот раз программа фестиваля полностью экспериментальна. Мы долго думали с Юрием, как разнообразить вечер, чтобы звучала не только музыка, но и были охвачены и другие области современного искусства. Так родилась идея включить в процесс и детей, и писателей, поэтов, представителей киноиндустрии.
Беседы о джазе и не только
Несомненно, еще одним запоминающимся событием этого фестиваля стало знакомство с московским музыкальным журналистом и литератором Кириллом Мошковым – личностью, безусловно, яркой, запоминающейся и чрезвычайно интересным собеседником. Сейчас он является главным редактором журнала «Джаз.Ру» и ведущего российского интернет-ресурса по джазу – www.jazz.ru. А еще он талантливый и успешный писатель-фантаст.


Для Кирилла Мошкова джаз стал больше, чем просто любимое направление музыки, это и работа, и творчество, и, конечно, вдохновение.
– Почему джаз? На самом деле это довольно смешная история, – рассказывает Кирилл Мошков. – Я слушал достаточно разнообразную музыку. В школе я был «белой вороной», поскольку в то время мальчики повально увлекались AC/DC, а девочки слушали итальянскую эстраду. А я любил Rolling Stones, блюз и, в частности, джаз. Затем на протяжении 15 лет я играл музыку сам, был басистом группы «Секретный ужин», хотя команда в истории не осталась. В то же время, а это была середина 90-х годов, я работал на одной из тех немногих столичных радиостанций, которые принято называть неформатными, то есть она охватывала ту часть аудитории, которая оставалась неудовлетворенной коммерческими радиостанциями. На радиостанцию «Радиоракурс» пришел в качестве ведущего дня, и, помимо нескольких обязательных рубрик, остальную часть эфира я мог выстраивать по собственному желанию. А поскольку к тому моменту послушал достаточно много музыки, я старался, чтобы мои программы были разнообразными.
Принимая меня на работу, начальство предложило мне занять оставшийся вакантным джазовый сегмент эфира, на что я сразу же согласился, ответив, что люблю джаз. Со временем выяснилось, что, когда делаешь радиопередачу о джазе, нужно очень много слушать джазовой музыки – уже потому, что это музыка, в которой существует очень много записей, и дискографии джазовых исполнителей гораздо обширнее, нежели рок и поп-музыкантов. Соответственно, на освоение этой музыки уходило много времени. Позже выяснилось, что на нашей радиостанции есть концертная студия, где можно делать концерты в прямом эфире. Через два года весь московский джаз был у меня в записной книжке, поскольку всем хотелось поиграть вживую. У меня стали появляться и другие джазовые программы, и вскоре джаз стал занимать все мое жизненное пространство. Собственно, последние лет 15 я никакой другой музыки и не слушаю. Просто не остается времени.
К тому моменту, когда радиостанция прекратила свое существование, Кирилл Мошков сотрудничал и с другими информационными агентствами, а в 1999 году появился интернет-сайт «Джаз.Ру». Его авторская группа существует и по сей день. Часть ее является организаторами «МузЭнерго» – это Юрий Льноградский и Таня Балакирская.
Как признается сам Кирилл Мошков, поняв, что может строить свою профессиональную жизнь исключительно на джазе, он с облегчением стал заниматься только этим. За годы работы в музыкальной журналистике он объездил весь мир, проводил профессиональные конференции и симпозиумы в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Америке, написал три книги о джазе – «Индустрия джаза в Америке», «Великие люди джаза» и «Блюз. Введение в историю».
Этим вечером Кирилл Мошков представлял двухтомник «Великие люди джаза», в котором выступил редактором-составителем и одним из авторов. В нем представлены биографии и интервью о 145 джазовых музыкантах из США и Европы самых разных периодов джазовой истории – от эры первого расцвета джаза в 1920-е гг. до наших дней. У многих история жизни и творчества охватывает сразу несколько эпох, что позволяет читателю ещё лучше представить себе историческую перспективу эры джаза.
Как рассказал на встрече с читателями Кирилл Мошков, критерий, по которому был составлен список этих музыкантов, только один: материалы о них ранее выходили в его журнале «Джаз.Ру».
Спешим напомнить, что заключительная часть 13-го Международного фестиваля арт-искусства «МузЭнерго» пройдет 22 декабря все там же – в библиотеке ОИЯИ. Зрителей ждут семейные встречи с клубом «Почитайка», режиссером Владимиром Копушом и его кинолентой «Кушкаш-Оол: Мальчик-Птица», московским переводчиком Михаилом Визелем и швейцарской группой, играющей авант-рок, и многое другое, не менее интересное всем любителям современного искусства.

Светлана Степанова
Фото Ирины Курзанцевой