"МузЭнерго": честность всегда в моде Печать
12.12.2012 12:46

«МузЭнерго» давно уже стал своего рода эталоном честного и бескомпромиссного творчества в Дубне и за ее пределами. Эти фестивали всегда выделялись на фоне других музыкальных представлений, которые сейчас не хочет провести разве что ленивый. К тому же  «МузЭнерго» давно вышел за рамки исключительно музыкальных перфомансов и превратился в поистине зрелищный, интересный и уникальный проект, в котором гармонично сочетаются музыка, литература, кино, фотография и, как ни странно, спорт. Наверно, в этом и заключается успех Юрия Льноградского и его детища, ведь всё, что придумывает этот неординарный человек, находит отклики у зрителей.

«МузЭнерго» имеет богатую историю. Зародившись в 2007 году, он продолжает удивлять, заставляет задумываться, а по уровню оригинальности фестиваль приобрел такое значение, что не стыдно показать его ни в России, ни в Европе.
Нынешний, 13-й экспериментальный международный фестиваль арт-искусства, имеет необычное (даже для проекта «МузЭнерго») название: фестиваль Ордена Джимми Пейджа II степени, и посвящен он 72-й годовщине со дня рождения Фрэнка Заппы. И если имя гитариста-виртуоза легендарной группы Led Zeppelin на слуху у многих, то о втором музыкальном гении, наверно, многие из читателей услышат впервые. А жаль, ведь Фрэнк Заппа остается одним из самых влиятельных музыкантов и композиторов в мировой истории.
И все же почему организаторы присвоили нынешнему фестивалю столько необычный и таинственный статус?
– На самом деле, я давно хотел посвятить Фрэнку Заппе, своему любимому композитору, что-то интересное, – признается основатель «МузЭнерго» Юрий Льноградский. – К тому же  он родился 21 декабря 1940 года, и очередной конец света приурочен к 72-му дню рождения музыканта. Трудно представить более благоприятное стечение обстоятельств для того, чтобы провести очередной фестиваль «МузЭнерго». А еще девизом Фрэнка Заппы была знаменитая фраза «Что угодно, когда угодно, где угодно и без малейшего к тому повода». Если ему удавалось с этим принципом писать бессмертные хиты, то почему бы и нам не провести фестиваль так, как не положено?
Продолжая традицию прежних фестивалей, на этот раз мы всё же решили сделать его камерным, но, тем не менее, поддержать обычное музэнерговское здоровое безумие. Почему решили расположиться именно в научной библиотеке? На мой взгляд, это интересная площадка для проведения подобных мероприятий.
Еще одна интересная особенность нынешнего «МузЭнерго» – постфестивальные дискуссии, на которых любой желающий может в неформальной обстановке, за чаем с плюшками пообщаться с участниками вечера – музыкантами, поэтами, писателями, ведь, как правило, простому зрителю сложно попасть в творческое «закулисье» и узнать, чем живет артист вне сценического образа. Словом, идея «чаепития среди фикусов» нашла горячую поддержку среди гостей фестиваля.

Кусочек Болгарии на русской земле
Итак, вторая суббота фестиваля традиционно началась с детского блока. В гости к детям и их родителям приехал известный писатель и защитник окружающей среды Станислав Востоков. Он долгие годы занимался сохранением редких животных в Англии, Камбодже, Ташкенте и Москве, написал несколько детских книг, за которые был трижды удостоен национальной детской литературной премии «Заветная мечта».


После детского часа всех желающих пригласили посмотреть замечательный болгарский фильм с необычным названием «Операция «Лапша на уши» (реж. Иван Митов). Это не авторское кино и не арт-хаус, которые, пожалуй, было бы привычнее видеть на «МузЭнерго». Это криминальная комедия со спецэффектами, вполне доступная широкой аудитории.
Почему именно такой жанр был предложен зрителям? Здесь сыграл свою роль музэнерговский принцип: с момента выхода на сцену артист перед зрителем за свой выбор, за свою музыку отвечает сам, организаторы в этот процесс не вмешиваются. И это касается не только музыки, но и любого другого вида искусства.
А увидеть «Операцию» жители и гости Дубны смогли благодаря Болгарскому культурному институту в Москве. А то, что премьера фильма состоялась именно в библиотеки ОИЯИ, неожиданное, но приятное совпадение, ведь здание библиотеки было спроектировано и построено именно болгарскими архитекторами – своего рода кусочек Болгарии на русской земле.
– Наша организация уже 25 лет существует на территории СССР, а затем России, и полностью управляется Министерством культуры Болгарии, и наша задача в том, чтобы как можно больше представителей болгарской культуры нашли свою аудиторию, – рассказала нам сотрудница БКИ Ирина Ромак.


Впервые с организаторами «МузЭнерго» представители БКИ встретились летом этого года. Тогда Юрий Льноградский пригласил на фестиваль замечательный болгарский коллектив Lilly Of The West. Группа выступила в Дубне, а затем в Москве и вызвала огромный интерес у аудитории.
– Когда Юрий предложил нам принять участие в 13-м фестивале, мы долго думали, каким образом это сделать, – говорит Ирина Ромак, – поскольку совсем недавно завершился масштабный проект «Дни духовной культуры Болгарии в Российской Федерации», который охватил Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Челябинск. В рамках этого проекта была и Неделя болгарского кино, поэтому мы сразу решили, что на «МузЭнерго» мы привезем фильм. Тем более что за последние пять лет современное болгарское кино получило второе дыхание. Если раньше фильмы снимались исключительно коммерческие, то в этом году  благодаря поддержке Комиссии Европейского Союза удалось профинансировать проекты фестивальные.
Фильм «Операция «Лапша на уши» – непростое кино. Несмотря на то, что комедия рассчитана на широкую аудиторию, ее восприятие весьма своеобразно. Это жесткая, где-то даже резкая картина, которая оставляет после себя много вопросов, это размышления о политике, обществе, о той ситуации, что сложилась в Болгарии. Такой своеобразный мужской взгляд на действительность со всеми ее плюсами и недостатками. Кстати, особенность этой картины в том, что среди главных героев нет ни одного женского образа. В любом случае, этот фильм оказался близок и интересен российской аудитории, так как в нем просматривались общие исторические, социальные параллели.
Экстремальная  поэзия
После современного кино было вполне логично и закономерно услышать и современную поэзию. В этот вечер перед гостями фестиваля выступили три московских поэта: Борис Панкин, Регина Соболева и Олег Швец. Каждый из них по-своему уникален и интересен слушателям.
Борис Панкин родом из Карелии, долгое время жил в Питере, а недавно переехал в столицу. Основная его профессия – системный администратор (что в очередной раз подтверждает мою теорию о скрытых неординарных способностях представителей этой специальности). «Я вообще себя поэтом не чувствую, – признается Борис. – Поэт – это тот человек, у которого кроме поэзии в жизни больше ничего нет. А у меня есть масса других интересов, и я не готов ими пожертвовать». У Бориса Панкина интересная мужская поэзия – достаточно резкая и бескомпромиссная. Если ему нужно что-то донести до читателя, то он не прибегает к каким-то сверхформам, а говорит обо всем прямо и открыто.


– Я не стесняюсь таких выступлений на своем проекте, – признается Юрий Льноградский. – Еще один принцип «МузЭнерго»: мы не стараемся эпатировать какими-то неформальными и экстраординарными вещами. Я вообще не сторонник жестких рамок, ни в коем случае не призываю отринуть Пушкина и полностью перейти на современную поэзию. Я пытаюсь показать, что современная культура имеет крайне разнообразное направление, поскольку глупо отрицать существование этой культуры и происходящих в ней процессов. Всё-таки это дело слушателя: находить в современном искусстве какой-то интерес и в дальнейшем продолжать его изучать, либо услышать один раз и понять, что это ему совершенно не нужно, не близко и не понятно. Другое дело, что увидеть что-то новое, необычное – всегда интересно, поскольку, как только человек начинает замыкаться и останавливаться на каком-то одном направлении, идеально ему подходящем, он сам себе зачем-то в жизни устраивает совершенно узкий коридор, хотя возможностей вокруг огромное количество. Это относится не только к искусству как таковому, а к любой области, в которой человек проявляет себя.
Следующей перед гостями предстала Регина Соболева. Она родилась в Казани, провела школьные годы в Новом Уренгое, училась журналистике в Вологде. Кроме поэзии, пишет прозу и занимается литературной критикой. Как призналась молодая поэтесса, книги – эта любовь всей ее жизни, а писание – самое большое удовольствие. В этот вечер она прочитала цикл стихов о Москве – такой родной и в то же время далекой для ее лирической героини.
Пожалуй, самым экспрессивным и волнительным было выступление Олега Швеца. В 2001 году он опубликовался в журнале «Юность», победил в поэтической дуэли «Слово за слово». Как признался сам Олег, на его вдохновение всегда влияли именно люди – знакомые, родные, друзья или просто мимолетные встречи. У каждого его произведения есть имя и фамилия, а иногда просто отчество.
Но даже не это поразило меня в его эмоциональных монологах, а то, с какой точностью он подмечает в людях их качества – цепко, точно и порой колко. Наверно, поэтому присутствующие слушали Олега Швеца буквально на одном дыхании.  
Отключая визуальное
Черные брюки, рубашка в горошек и красные кеды – теперь я знаю, как выглядят голландские джазмены. Шутки шутками, но «заполучить» известного пианиста, композитора Майка дель Ферро удалось абсолютно чудом. Как рассказал Юрий Льноградский, Майк очень много концертирует по всему миру, и, оказавшись проездом через Россию, согласился дать небольшое выступление в Дубне.


– На мой взгляд, интересен Майк дель Ферро и тем, что, будучи превосходным джазовым пианистом и аранжировщиком, он предпочитает играть соло, – говорит Юрий Льноградский. – Играет постимпрессионистские программы – высокие, художественные, вдумчивые, не стесняясь того, что современный взрослый мужчина может быть откровенно лиричен. Этот человек – настоящий художник звука.
На протяжении своей карьеры Майк не только путешествует по всему миру, но и постоянно экспериментирует с национальной музыкой разных стран. Разносторонний талант и уникальный стиль игры позволил дель Ферро стать полноправным участником ансамблей больших звезд мирового джаза, таких как Тутс Тилеманс, Дебора Браун. В его дискографии альбомы различных жанров – от сальсы до диксиленда, музыка к анимации, многочисленные записи в качестве солиста и участника современных оперных аранжировок.
О Майке дель Ферро можно говорить долго, но лучше услышать его музыку хотя бы раз. Уже на второй композиции мне захотелось закрыть глаза, отключить любое визуальное восприятие и просто наслаждаться дивными звуками, льющимися из-под пальцев музыканта. Воображение начинало рисовать причудливые картины: вот ночной Париж и тут же бескрайнее опрокинутое небо, тихая деревенька и бесконечные поля желтых и красных тюльпанов, а вот звуки удаляющегося паровоза и урбанистический пейзаж вековой давности.
После выступления Майка дель Ферро мне удалось поговорить с ним, и меня поразили открытость, добродушие этого музыканта и полное отсутствие «звездной болезни». Майк поделился своими впечатлениями о России и Дубне в частности, поблагодарил за столь теплый прием и отзывчивого зрителя. Ведь, по словам музыканта, ему все равно, где выступать, будь то огромный зал или скромная аудитория библиотеки.
– Я всегда любил классическую музыку и продолжаю играть ее, но всё-таки джаз мне ближе, – говорит голландский композитор. – Играя джаз, я чувствую себя счастливым.
Этника рядом
9 декабря жителей Дубны ждал еще один сюрприз, наверно, самый непредсказуемый за всю историю «МузЭнерго»: в зале администрации состоялся концерт Саинхо Намчылак.

Легендарная певица из Тувы с полностью открытым мышлением продемонстрировала зрителям поразительные, запредельные для неподготовленного человеческого сознания вокальные таланты, конечно же, горловое пение. Саинхо – это на сегодняшний день самая большая звезда, которую организаторы «МузЭнерго» привлекали к участию в фестивалях. Это женщина, которая имеет вес на мировой арене и огромное значение в импровизационной, этнической музыке. Она работает на стыке фольклора и авангарда, создавая удивительные и непредсказуемые программы. И если кто и знает, как объединить современные цифровые технологии и шаманизм, это Саинхо. В любом случае, услышать такое стоит хотя бы раз в жизни.

Светлана Степанова
Фото Ирины Курзанцевой