СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Бангладеш по имени Тара Печать
12.12.2012 11:01

В выставочном зале ДК «Мир» можно увидеть 106 фотографий. Их автор – научный сотрудник ОИЯИ Биджан Саха.

Все 106 фотографий посвящены Бангладеш, а вернее, деревне Тара, откуда Биджан родом. Прошлой зимой он побывал там и вернулся с огромным количеством фотографий, часть которых выставлена в экспозиции.
Это своего рода дневник в фотообразах и фотозарисовках. Ни одной случайной фотографии нет, все подчинено одной теме – передаче настроения человека, который давно не был на родине и не известно когда там вновь побывает. При таком настроении каждая былинка, каждый штрих быта, каждая черточка знакомых и незнакомых лиц воспринимается по-особому, приобретает глубокий смысл, трактуется философски.
Надо отдать должное мастерству фотохудожника, который сумел не только передать это настроение, но и заразить им зрителя. Потому разглядываешь фотографии не только с любопытством: «Вот, стало быть, как выглядят пальмовые орехи!» Но смотришь на юного собирателя этих орехов с той же любовью и теплотой, с какой Биджан снимал его («Собиратель пальмовых орехов»). Кажется, каждая фотография словно кричит: «Как я люблю тебя, милая моя деревня Тара!» У каждого зрителя наверняка есть такая же своя «деревня Тара», при одном воспоминании о которой сердце щемит от тоски и любви.
Именно в этом главное отличие фотографий Биджана от фотографий туриста. Турист оказывается в плену экзотики, и его восторг по этому поводу захлестывает все другие чувства. У Биджана иначе: искренние чувства – любовь к месту, где родился, к деревьям, под которыми рос, к людям, которые были тебе соседями, с лихвой перекрывают восторг по поводу земли поистине инопланетной, особенно для нас, жителей европейской части.
Всё для нас на этих фотографиях в диковинку – и рисовые делянки («Конец дня») с нежной зеленью, и священные коровы («Коровы с черного рынка»), и длинные узкие лодки. Лодкам посвящены несколько снимков: вот они, привязанные к берегу, словно веер, распластались на гладкой воде («Вечер»); вот одинокая, затонувшая наполовину («В ожидании лучших времен»). Рыбная ловля – главная кормилица небогатого народа этой страны. Дары моря тоже запечатлел внимательный фотообъектив («Рыбный базар»).
Особенно привлекают фотографии людей труда: «Рикша», «Прачка», «Пряха», «Рыбалка по-бенгальски». На фото «Продавец зелени» крупным планом мальчик лет двенадцати придерживает на голове огромных размеров плетеную емкость с травами-приправами. Поношенная футболка, взрослые глаза на детском лице.
На фото «Базар сладостей» невольно смотришь не на экзотические деликатесы, уложенные в тазы, а на людей, попавших в поле зрения объектива. Вот молодой продавец, нахваливающий свой товар, рядом седовласый покупатель уже запустил пальцы в свой нагрудный карман. Позади них женщины в сари, мимоходом бросают взгляд на сладости…
Большая часть фотографий – пейзажи родной деревни автора. Они очень трогательны и  поэтичны, под стать и названия: «Гонка за солнцем», «Купание облаков», «В никуда».
Наверняка не останутся незамеченными фото «В поисках фортуны» – нищий, просящий подаяние, и «Не сдаваться!» – трое молодых мужчин в инвалидных колясках играют в мяч. Автор попытался показать всеобъемлюще  полной жизнь своей родины, и ему это удалось.
Свое путешествие в Бангладеш Биджан Саха совершил через 14 лет разлуки. Перебрался он из Тары в Москву в 1983 году. После окончания института стал работать в ОИЯИ. Когда учился, ездил домой на каникулы, потом еще побывал там пару раз. И, наконец, после длительной разлуки ему вновь посчастливилось побродить по горчичным желто-зеленым полям, подышать деревенским воздухом. Как он говорит: «Сейчас мои корни вросли в России крепко – у меня трое детей. И шансов вернуться на родину остается с каждым годом все меньше. Поэтому в 2011 году я ездил по существу в свое детство. Но многие, кто жил 30 лет назад, уже не живут там. В поисках лучшей жизни они  уехали в Америку, Европу или Среднюю Азию. Немалое количество покинули деревню в поисках Бога». (В Бангладеш, как и в Индии, мужчины, достигшие зрелого возраста, часто становятся паломниками – прим. корр.).
Гуляя по окрестностям Тары, Биджан мысленно возвращался в те дни, когда школьником пил сок из пальмового дерева, играл в шарики, забирался на огромное дерево, под кроной которого размещался деревенский рынок. (На одном из фото запечатлены и это дерево, и рынок) . «Когда я думаю о своей стране, я думаю о деревне Тара. Поэтому на этой выставке я показываю портрет Тары. Фотографии фиксируют только моменты, с их помощью сложно передать те эмоции и переживания, что я испытывал при съемке», – признается Биджан. Он ошибается. Ему удалось передать и эмоции, и переживания, и любовь к Бангладеш, которую он пронес через всю свою жизнь в России.
Хотите в этом убедиться и посмотреть на Бангладеш глазами человека, родившегося и выросшего там, приходите на выставку в ДК «Мир». Она открыта с 15:00 до 19:00.

Кира Светлова

 
 
< Декабря 2012 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.