СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

«Нежное сердце обнимает мир…» Печать
10.10.2012 12:02

2 октября в ДК «Мир» прошел концерт народной артистки, лауреата Государственной премии России, певицы, актрисы, основателя и художественного руководителя Московского театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Работая в жанре театральной и поэтической песни, Е. Камбурова считает близкими себе направлениями творчество французских шансонье середины ХХ века  и российских бардов 60-х годов.

 

Время формирования Е. Камбуровой как творческой личности совпало с необычайным подъемом интереса к поэзии в стране. Возможно поэтому поэтическая основа песен стала для актрисы определяющей при выборе репертуара – ее увлекло максимальное сближение одухотворенного слова и проникновенной интонации. «Из их синтеза и возник особый, оригинальный песенный жанр Елены Камбуровой, суть которого авторская сопричастность и импровизация», – неоднократно отмечали музыкальные критики.
Елена Камбурова создала Московский театр музыки и поэзии. «Наш театр — это появление в России традиции петь и  слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала» — говорит певица. Е. Камбурова и по сей день гастролирует как в России, так  и за рубежом (Финляндия, Португалия, Великобритания, США, Канада, Германия, Нидерланды, Греция, Израиль).
...Обратимся же к прошедшему концерту. С самого начала аудиторию поразило отсутствие не только декоративных элементов в его оформлении, но и световых спецэффектов. Впоследствии пришлось признавать: предложенное актерами цветовое решение своего выступления было весьма рациональным – оно заставило публику сосредоточиться на интонационном и стилистическом разнообразии песен, не отвлекаясь на мелькание разнообразных визуальных образов. И как результат – центром вечера стала актриса, завораживающая своей интонацией, и музыканты – соучастники ее музыкального шаманства.
После окончания выступления Е. Камбурова пообщалась с нашим журналистом.
– Елена Антоновна, расскажите о Вашей работе в театре. Появилось ли за последние годы что-то новое в Вашей творческой манере?
– У нас идет трагедия Софокла «Антигона» в оригинальной постановке Олега Кудряшова. В ней впервые на сцене я предстаю в качестве драматической актрисы. Режиссер выбрал для трагедии необычную форму  -  мне приходится исполнять в спектакле все главные роли: Антигону, ее сестру Исмену, царя Креонта с женой Эвридикой, их сына Гемона, слепца-прорицателя Тиресия и Стража. У меня есть партнер, который изображает традиционный для греческой трагедии хор. Как я уже говорила в одном из интервью, в этом варианте «Антигоны» перед исполнительницей главной роли стоит достаточно сложная сверхзадача: необходимо показать достоинство личности, которая, зная, что ее ждет, идет на  подвиг. Идет потому, что есть принципы, которые она не может переступить. Так же, как это делали верующие, которые подвергались репрессиям в XX веке.
– В прессе есть отзывы на эту работу. Там писали, что «Антигону» по-настоящему играла Алиса Коонен, затем   Алла Демидова. Третья большая трагическая актриса  -  Вы… После этого хочется спросить: отчего Вы не занимаетесь педагогической работой? Знать, понимать и уметь создавать практически безупречное целое из музыки, текста и актерской игры – редкое мастерство.
– В принципе мне регулярно приходится заниматься педагогикой. И по должности в театре, и по просьбе коллег. К примеру, у нас идет спектакль «Снился мне сад…» по пьесе Вадима Жука. Так вот в процессе работы над ним пришлось воспользоваться всем своим опытом, чтобы в результате получилась удачная постановка. Помимо прочего, у нас в театре есть молодежь, помогаю им по мере сил. Однако лично мне всегда приходилось открывать все секреты мастерства, опираясь на собственные ощущения, на свой художественный и жизненный опыт. Полагаю, эта дорога наиболее продуктивная...
– У Вас не создается впечатление, что подлинное мастерство теперь не в моде? Многочисленные работы-однодневки в киносериалах не способствуют развитию у молодых актеров того упорства, с которым представители старшего поколения искали свое лицо в искусстве. Да и публика отвыкла видеть то, что выстрадано годами…
– Политики влияют на наши средства массовой информации, и, к сожалению, в их планах не наблюдается стремление развивать вкус или расширять художественный кругозор нашей молодежи. Теперь мало кто умеет оценивать явления искусства в их исторической перспективе. А между тем, необходимо знать те произведения, которым предназначена вечная жизнь. Это несколько охладило бы восторг, который юные слушатели зачастую высказывают по поводу весьма посредственных современных поделок…
К счастью, все не столь однозначно, и творчество Елены Камбуровой тому пример: ее пять виниловых альбомов, выпущенных  фирмой «Мелодия», а позже – более дюжины компакт-дисков никогда не залеживались в магазинах. На ее концертах, как правило, аншлаг. Спектакли, в основе которых лежат ее идеи, а также те, что созданы  под ее руководством в Театре музыки и поэзии, прекрасно посещаются. Да  и работа с такими мастерами, как композитор и пианист заслуженный артист России Олег Синкин, закончивший
ГМПИ имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку в классе профессора Т. Д. Гутмана по специальности «фортепиано»,  а также гитарист–дипломант V Международного конкурса «Printemps de la Guitare» 1996 г. в Брюсселе (Бельгия) Вячеслав Голиков, приносит великолепные результаты.
В Дубне уже в который раз принимали Елену Камбурову с искренним восхищением. Ее творческое кредо: «Я всегда чувствую, что выхожу не на концертную эстраду, а на театральные подмостки, так как сами песни мне подсказали и просто направили на этот путь!» было реализовано и на концерте, состоявшемся 2 октября в ДК «Мир». Вокально-инструментальные композиции на стихи Высоцкого, Вертинского и Матвеевой, Беркли, Лорки и Мартинеса, да и многие другие  покорили зал.
Конечно, репертуар Е. Камбуровой для интеллигентной публики. Однако, как показывает практика,  он  понятен практически всем, кто непосредственно реагирует на красоту и изящество подлинного искусства. Вероятно поэтому на концерт в Дубне пришли не только настоящие любители музыки, но и те, кто в трудную минуту непроизвольно напевает знаменитые крылатовские «Качели» из незабываемой киноленты конца 70-х «Приключения Электроника»: в тот момент их внутренний слух совершенно автоматически воспроизводит летящий в поднебесье голос Елены Камбуровой…
Наталия Белага
Фото Егора СТУПИНА


 
 
< Октября 2012 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.