СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Короли джаза – классики жанра Печать
21.03.2012 10:37

Дубненская публика всегда была избалована концертами хороших артистов, в том числе и джазовых. У нас в Дубне выступали такие корифеи отечественного джаза, как народные артисты Г. Гаранян, И. Бриль, А.Кузнецов, Д. Крамер, джазовые коллективы из Норвегии и Швейцарии, представители авангардных направлений М.Альперин, А. Шилклопер, С. Старостин.

Но все-таки классика жанра вечна и пользуется огромной популярностью у слушателей и профессиональных исполнителей.

 

«Ансамбль классического джаза» под управлением Валерия Киселева стал в последнее время любимцем  Дубны, собирая аншлаги на всех своих выступлениях в Доме ученых ОИЯИ и неизменно пользуясь самым горячим приемом. В составе ансамбля выступают Сергей Баулин (тенор-саксофон), Всеволод Тимофеев (фортепиано), Владимир Черницин (контрабас), Федор Андреев (ударные инструменты), а также его лидер Валерий Киселев (тенор-саксофон, сопрано-саксофон, кларнет, аранжировки). Этот коллектив в третий раз выступил в Дубне с новой тематической программой. Первая программа «Серенада лунного света» была посвящена Глену Миллеру, вторая называлась «Блюзы Нового Орлеана», 23 февраля в программе «Basie Swinging» звучали хиты из репертуара Уильяма Каунта Бэйси.

Джорж Саймон в своей книге «Биг-бэнды» писал: «Стиль Бэйси – это всег-да свинговое ансамблевое звучание, пересыпанное многочисленными прек-расными соло. Вследствие своей кажущейся простоты и целенаправленности стиль Бэйси способен удовлетворить вкусы самой широкой публики – в отличие от других бэндов, которые пытаются делать более сложные вещи и не могут найти контакт со своими слушателями». Свинг – это выразительное средство в джазе, характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей, что придает особый шарм и свободу исполнению музыки. Этот стиль сложился на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Надо заметить, что и для «Ансамбля классического джаза» Валерия Киселева, также характерна мягкая свинговая манера игры, и манера управления ансамблем либо поворотом головы и взглядом, либо поднятием пальца вверх, как это делал К. Бэйси.

В программе звучали произведения от 30-тых до 80-тых годов ХХ века. Валерий Киселев как всегда сам вел концерт, рассказывая о своих любимых исполнителях. Фаворитом этого вечера был саксофон. Особенно ярко звучали сольные импровизации тенор-саксофона, сопрано-саксофона и дуэты для двух саксофонов. Чинно сидеть под музыку, написанную для танцплощадок, – «Сент-Луис Буги», «Бэйси-твист» – было довольно сложно. Музыканты играли с таким азартом, с таким драйвом! Первое отделение концерта закончилось, как в «Прощальной симфонии» Гайдна: музыканты, отыграв каждый свою сольную партию, один за другим покидали сцену. Последним ушел пианист. Но «свечи» потушены не были, и после антракта, воображаемый бал был продолжен. Воображаемый, потому что хотелось убрать стулья (тем более что их всегда не хватает) и превратить концертный зал в танцевальный. Об этом говорили после концерта многие, с ностальгией вспоминая джазовые вечера, проходившие под Рождество в ДК «Мир». В заключение концерта ансамбль исполнил фантазию на темы популярных пьес Д. Кэйси и Эллы Фицджеральд в аранжировке Валерия Киселева. Перед исполнением попурри Валерий рассказал историю о том, как в 1968 году он с трудом достал «из-под полы» грампластинку Э.Фицджеральд с записью этих произведений, истратив на нее всю свою студенческую стипендию. Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джазовых исполнителей, таких как Л.Утесов, А. Цфасман, О. Лундстрем, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза в контексте противодействия западной культуре в целом. В конце 40-х, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период. Тогда коллективы, исполнявшие «западную» музыку, подвергались гонениям. Была даже такая формулировка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»! С началом «оттепели» гонения в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжалась.

Однако известно, что «запретный плод сладок», и поэтому любовь поклонников к классическому западному джазу жива до сих пор!

Маргарита Арабей

 

ВАЛЕРИЙ КИСЕЛЕВ с отличием окончил Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского по классу кларнета у профессора Владимира Соколова, преподавал в Гнесинском музыкальном училище и Летней консерватории в Австрии.

Валерий Киселев – один из самых интересных и неугомонных представителей джазовой традиции в российской музыке. Количество сделанных им аранжировок джазовых стандартов уже давно претендует на место в Книге рекордов Гиннеса. Да и мало кто может сравниться с Киселевым по числу концертных программ, подготовленных им вместе с его любимым «Ансамблем классического джаза».

В 70-е 80-е был лидером секции саксофонов в ведущих московских оркестрах, среди которых джаз-оркестры Олега Лундстрема и Анатолия Кролла, а так же Большой концертный оркестр Гостелерадио. Валерий Киселев принимал участие в многочисленных джазовых фестивалях, как в России, так и за ее пределами. В1992 году он был лидером группы саксофонов в оркестре Натали Коул.

С джазовыми программами Валерия Киселева знакомят своих слушателей радиостанции «Эхо Москвы», «Радио России», «Маяк», «Орфей».

 
 
< Марта 2012 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.