Музыкальная иконопись Печать
22.02.2012 12:21

12 февраля в Большом зале ДК «Мир» в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и Дубненского симфонического оркестра звучала божественная музыка «Коронационной мессы» Вольфганга Амадея Моцарта и необыкновенная по красоте мелодии и гармонии, по сокровенному смыслу, истинно духовная музыка Николая Голованова.

Возвращение к истокам…

В первом отделении концерта a cappella (без инструментального сопровождения) прозвучала музыка Николая Голованова, более известного в роли главного дирижера Большого театра в годы советского периода. Его композиторское наследие мало знакомо широкой публике и даже музыкантам. Личность этого человека остается загадкой. Любимец Сталина, он несколько раз был изгнан из Большого театра. Человек, вписывающийся в реалии советской эпохи, никогда не бывший диссидентом, всю жизнь писал «в стол» духовную музыку. Духовные произведения для смешанного хора были созданы композитором в самый разгар борьбы Советской власти с наследием православной культуры России. Голованов оказался практически единственным в СССР крупным музыкантом, который в течение более 30 послереволюционных лет создавал духовную музыку, не имея никакой возможности и даже надежды ее услышать (наверное, это под силу только истинно верующему человеку). Лишь песнопение «Тебе поем» с солирующим сопрано успело прозвучать в концерте хора И.И. Юхова и А.В. Неждановой в апреле 1918-го. Ноты ранних сочинений композитора стали библиографической редкостью, а ноты поздних были опубликованы только в 2004 году, спустя полвека после его смерти. Вспомнилось, что музыка И.С. Баха ждала своего возрождения 100 лет. Музыка Николая Голованова стала открытием для музыкантов и меломанов в XXI веке.

В программе первого отделения прозвучали песнопения разных лет: «Душе моя», «Христос рождается, славите» из 5 и 36 опусов, «Из юношеских тетрадей» 38 опуса, относящиеся к периоду учебы Н. Голованова в Синодальном училище («Пламенем любви» и «Херувимская песнь») и произведения позднего периода творчества дирижера и композитора (37 и 39 опусы, написанных в скорбные военные дни 40-ых годов ХХ века). В опусе 39 богородичные песнопения имеют авторское название – сюита «Всех скорбящих радость».  Из 39 опуса в концерте прозвучали песнопения: «К Богородице прилежно ныне притецем», «Свете тихий» (памяти С. Рахманинова) и «Великое многолетие», посвященное 40-летию артистической деятельности великой русской певицы А.В. Неждановой (жены Н. Голованова). При жизни певицы и композитора это произведение исполнялось только дома, за роялем.

В основе стиля музыки Н. Голованова лежат певческие традиции русской школы Синодального училища – принцип распева, богослужебный смысл слова и песнопения в целом. Покоряет и завораживает необычайная красота гармонических созвучий. Я бы назвала эти песнопения музыкальной иконописью. Если Римский-Корсаков слышал свою музыку в цвете, а Скрябин  видел в ней свет, то в музыке Голованова я ясно услышала и увидела бескрайние русские просторы, уходящие за горизонт, необычайное свечение небес и блеск позолоты куполов храмов и нимбов святых. Недаром композитор всю жизнь собирал коллекцию икон из разрушаемых храмов, а также полотна Васнецова, Поленова, Нестерова, Бенуа, Левитана, Айвазовского, Верещагина. Музыка Н. Голованова была написана для богослужения, для Бога, но никак не для исполнения в концертных залах. Может поэтому впервые мне было как-то даже неловко аплодировать. Хотелось только слушать, слушать…и принимать участие в этом таинственном действе.

Коронационная месса

Во втором отделении концерта в исполнении Академического Большого хора в сопровождении Дубненского симфонического оркестра прозвучала «Коронационная месса» В.А. Моцарта. Дирижировал хором и оркестром художественный руководитель заслуженный деятель искусств РФ Лев Конторович.

Месса C-Dur в 6 частях: Kirie eleison-Господи, помилуй, Gloria-Слава в вышних Богу, Credo-Верую в единого Бога, Sanctus-Свят, Benedictus-Благословен, Agnus Dei-Агнец Божий, исполняемая на латинском языке, также имеет духовный смысл и обращена к Богу. «Коронационной» месса стала называться после смерти Моцарта, т.к. впоследствии исполнялась при коронациях в Праге Леопольда II королем Богемии (дирижировал А. Сальери), а позже на коронации его преемника Франца II.

Музыка Моцарта имеет более концертный характер, широко используемый в его светских сочинениях. Моцарт стремился к синтезу традиций: церковной, с ее устоявшимися канонами, и классической, прогрессивной для эпохи композитора. Сплав традиций выражается в формообразовании и особенностях оркестровки, типичных для Моцарта как оперного и симфонического композитора. Торжественная, радостная музыка мессы окрыляет и возносит ликующую душу на небеса.

Произведения православной и католической музыки, великолепно исполненной в концертной программе, отличаются по своим традициям, но не по назначению. И те, и другие обращены к Богу, к душе человека и главным вопросам жизни, бытия. Зрители с чутким пониманием и благодарностью воспринимали прекрасное исполнение духовных произведений артистами Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра под руководством Л. Конторовича. Возвышенная красота музыки покорила всех, кто ее слышал!

Маргарита Арабей


Академический Большой хор был создан в 1928 году. Его первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Васильевич Свешников. В 1952-1983 годах хор возглавлял выдающийся музыкант и дирижер, профессор Московской консерватории Клавдий Птица, а с 1983 года им руководила Народная артистка СССР Людмила Ермакова.

В 2005 году в Академический Большой хор на должность художественного руководителя был приглашен заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории Лев Конторович, посвятивший всю свою творческую жизнь хоровому искусству.

Репертуар хора огромен, он состоит более чем из 5000 произведений, включая оперы, оратории, кантаты русских и зарубежных композиторов, произведения без сопровождения, а также народные песни и духовную музыку.

С Большим хором в разное время работали такие выдающиеся музыканты, как С.Рихтер, Е. Светланов, Г. Рождественский, Е. Образцова, И. Архипова, В.Федосеев, М. Плетнев, Д. Хворостовский, М. Ростропович и многие другие.

7 мая  2008 года Академический Большой хор принимал участие в церемонии инаугурации Президента РФ Д. Медведева.

Записи Академического Большого хора удостаивались «Grand Prix» конкурса грамзаписей в Париже и «Золотой медали» в Валенсии (Испания).