СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Классика–арт духовиков Печать
13.02.2012 09:38

Ни один большой симфонический оркестр не может обойтись без группы духовых инструментов в своем составе. Без них невозможно исполнение многих музыкальных произведений симфонического репертуара.

Как «театр начинается с вешалки», так по звуку «ля» гобоя настраивается весь оркестр перед началом каждого концерта. Однако часто ли мы слышим выступления солистов духовиков? С сольными концертами выступают, как правило, скрипачи, пианисты, вокалисты, виолончелисты. Можно услышать, пожалуй, солирующего саксофониста в джазовом оркестре.

В Дубну 29 января с редкой концертной программой приехал ансамбль солистов-духовиков «Классика-арт» в составе: Александра Посикера – фагот (руководителя ансамбля), Аси Сафихановой – флейта, Михаила Штанько – гобой, Антона Прищепы– кларнет, Федора Ярового– валторна и Ольги Посикера –фортепиано. Ансамбль «Классика-арт» объединил молодых музыкантов, артистов лучших московских оркестров, концертирующих солистов, которых всегда привлекала возможность самореализации в камерной музыке и желание зависеть только от самих себя. Ансамбль сформировался в 2000 г., а с 2007 года ежегодно проводит фестиваль камерной музыки «Московский дивертисмент», в котором духовые инструменты предстают в различных жанрах и стилях, в сочетаниях со струнными, фортепиано, гитарой, арфой, вокалом и даже хором. В репертуаре ансамбля практически вся известная камерная музыка для духовых инструментов от средневековья до современности, включая авангард и джазовые композиции. Хотя широкому зрителю музыка для духовых ансамблей мало известна и совсем не известна новая музыка, которую сочиняют музыканты ансамбля Михаил Штанько (гобой) и Антон Прищепа (кларнет). Антон Прищепа является победителем второго и третьего конкурса молодых композиторов «Хрустальный камертон» и лауреатом 1-ой премии первого международного конкурса композиторов им. А. Скрябина.

«Звук духовых инструментов обладает необыкновенными возможностями, по своей красоте и чистоте он сравним лишь с человеческим голосом», – сказал вначале концерта его руководитель Александр Посикера. А затем зазвучала увертюра Моцарта к опере «Свадьба Фигаро». И действительно, зрители словно услышали мягкие, совершенно различные по тембру живые голоса, исполняющие лейтмотивы знакомых арий. Если можно сравнить духовые инструменты с голосами певцов, то фагот – это бас, валторна – баритон, кларнет – тенор, гобой – альт, а флейта – сопрано.

В программе также прозвучали концертная пьеса Ф. Мендельсона для кларнета и фагота, три пьесы для духовых инструментов Ж. Ибера (французского композитора ХХ века), каприччио А. Прищепы для флейты, кларнета, гобоя и фортепиано, секстет Ф. Пуленка. А. Посикера, ведущий концерт, назвал это произведение основополагающим в их программе, т.к. Ф. Пуленк, один из композиторов знаменитой «шестерки» (этакой французской «Могучей кучки», стремившейся вернуться к национальным истокам) многое сделал для развития духовой музыки. В заключение концерта прозвучала венгерская композиция Динику. Виртуозную партию, написанную в оригинале для скрипки на тему народного венгерского чардаша, исполнял на фаготе А. Посикера. А затем в транскрипции А. Прищепы прозвучала «на бис» тема из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки» и «Розовая пантера».

Все музыканты блестяще владеют исполнительским искусством и искусством ансамбля, а главной целью существования своего коллектива его участники видят в развитии и популяризации музыки для духовых инструментов, открытии для слушателей огромного богатства музыкальных красок и новых выразительных средств. Публика принимала духовиков тепло и душевно. Диски с записями ансамбля раскупались в фойе зала администрации на «ура».


После концерта я побеседовала с кларнетистом и композитором Антоном Прищепой, знакомым меломанам по предыдущим концертам в Дубне.

– Антон, что вдохновило Вас на создание каприччио, которое Вы исполняли сегодня?

– Эту музыку я написал еще в 2000 году, когда учился в 10 классе, по заказу своих друзей-одноклассников. Очевидно, когда я сочинял ее, я думал о моих друзьях, и в музыке каприччио отразились их веселые, артистичные характеры, их образы.

– А Вам не предлагали писать музыку для кино?

– Я написал музыку к двум фильмам режиссера В. Бродского. Первый фильм художественный, он называется «Зеленые поля». Это авторское кино, которое показывали на фестивале «Кинотавр». Музыку я написал для необычного состава инструментов: кларнет, контрабас и электробас-гитара. А второй фильм этого же режиссера был документальным и назывался «Обе белые». Это философский фильм, исследующий природу конформизма. Я задумал написать к нему симфоническую музыку, но возникли проблемы с финансированием, и мне пришлось синтезировать ее на компьютере.

А вообще я пишу и играю очень разную музыку, например, джаз. Я ищу в музыке те общие точки соприкосновения, которые объединяют самые разные стили и могут объединить совершенно разных людей.

К сожалению, наша вечерняя беседа была ограничена во времени. Очень интересно было бы узнать больше о новых веяниях в музыке у композитора 21 века, но еще интереснее музыку слушать. Приходите на концерты!

Маргарита Арабей

 
 
< Февраля 2012 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.