СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Этюды высшего мастерства Печать
20.10.2011 08:15

9 октября в Органном зале ХШМиЮ прошел концерт органной музыки. Исполнители – лауреат Международного конкурса органистов «Dom zu Speyer» (Германия) Алексей Шмитов и его ученик – лауреат Международного конкурса им. Бидлоо (Россия) Михаил Каталиков.

 

Музыканты включили в программу произведения основных стилей европейской музыки XVIII-XX веков: барокко и классицизм были представлены сочинениями И. С. Баха, А. Вивальди и И. Ринка, романтизм – произведениями Г. Меркеля и Ш. Видора, а постромантика – симфониями Л. Вьерна.

 

Алексей Шмитов относится к той редкой плеяде музыкантов, которые в своей профессиональной деятельности сохраняют традиции, лежащие в основе органного исполнительства: с XV века неотъемлемой частью обучения органиста-профессионала являлось приобретение им мастерства игры на клавесине, клавикорде и верджинале, а также постижение законов импровизации и композиции. Теперь даже для концертирующих органистов это не является обязательным. В данном вопросе А. Шмитов – счастливое исключение: за его плечами обучение в классах легендарных мастеров советской педагогики: выдающейся пианистки, профессора Московской консерватории Т. Николаевой и известнейшего российского органиста, профессора Л. Ройзмана. Помимо этого А. Шмитов известен как автор значительного числа органных опусов. Он – член Союза композиторов России.

В настоящее время А. Шмитов продолжает многовековые традиции европейской педагогики – он обучает не только игре на органе (в МОЛГК и в РАМ), но и ведет классы по специальному фортепиано и клавесину.

Свои художественные намерения А. Шмитов доводит до слушателей ясно и доходчиво. Линеарность мышления, выразившаяся в четкой индивидуализации голосов, отличали его исполнение сочинений Баха. Контрастность образов, свойственная барокко, и пластичность итальянских мелодий в концерте Вивальди–Баха также привлекли слушателей. К слову, обработку этого сочинения А. Вивальди И. С. Бах сделал не только для органа, но и для клавира, а потому оно изредка звучит как в клавесинном, так и в фортепианном вариантах.

Огромный интерес у слушателей вызвал Floten-Concert И. Ринка – многие впервые услышали органное сочинение, целью которого было воссоздать на инструменте, имеющем неограниченные звуковые возможности, форму классического инструментального концерта. Противопоставление солирующей партии, в данном случае изложенное в регистре флейты, и оркестрового tutti, в котором были использованы многочисленные регистры органа, произвели на аудиторию неизгладимое впечатление.

Между тем, индивидуальности музыканта наиболее близка импровизационная манера исполнения – именно она придала особое обаяние звучаниям симфоний Ш. Видора и Л. Вьерна. В них можно было услышать и красочную виртуозность, своими корнями уходящую в романтическую фортепианную музыку, cвязанную, в частности, с фактурой «Этюдов высшего мастерства» Листа, и доверительность интонационного высказывания, столь характерную для лирики фортепианных произведений Шумана и Франка.

Как особую удачу вечера хочется отметить исполнение А. Шмитовым и М. Каталиковым «Сонаты для двух органистов» Г. Меркеля. Их манера исполнения заставила дубненский орган звучать необычайно мощно, свободно и масштабно.

–  За прошедший сезон мне удалось посетить с концертами Германию, Израиль, Эстонию и Украину, – рассказывает Алексей Шмитов. – Впереди – выступление во Франции, в Париже. У меня достаточно напряженный график работы, ведь помимо гастролей есть обязанности по отношению к ученикам и по классу органа, и по классу фортепиано. Михаил Каталиков – мой ассистент. Он не только помогает мне в педагогической работе, но и является прекрасным партнером в плане исполнительства. Недавно меня пригласили преподавать в Школу церковных органистов, которая организуется на базе Кафедрального католического собора Москвы. Я принял это предложение. Однако если учесть, что я еще и пишу музыку, а также преподаю в консерватории «Историю органного исполнительства», то становится понятна степень моей занятости.

– У нас в Дубне мы уже несколько лет обучаем школьников игре на органе. Есть ли, по вашему мнению, какая-то специфическая методика их подготовки к этому процессу?

– Для исполнения органных произведений барочных авторов необходимо владение всеми приемами, свойственными фортепианной технике, заложенной в произведениях классических авторов. Здесь, она, пожалуй, даже тоньше – в первую очередь это относится к артикуляции. Однако и приемами романтического пианизма с его весовой игрой не следует пренебрегать. Ведь всем понятно, что, к примеру, Лист – везде Лист, и его творческая манера не зависит от инструмента, для которого написаны его сочинения. К слову, до сих пор есть органы, на которых без навыков весовой игры многое невозможно исполнить. К примеру, в Домском соборе орган имеет очень тяжелую механику. Там, если подключаются все регистры, давление на клавишу достигает полкилограмма. Ну а если учесть, что приходится играть одновременно всеми пальцами, то весовая нагрузка на руки просто зашкаливает!

Посещение Дубны А. Шмитовым – органистом, пианистом и композитором, вылилось в настоящий праздник, тем более что его выступление было приурочено к Международному дню музыки. Слушатели по достоинству оценили мастерство маэстро, который по просьбе аудитории дважды бисировал, исполнив «Прелюдию» и финал 1-й симфонии Л. Вьерна.

География гастрольных поездок Шмитова весьма обширна – в нее входят почти все страны Евросоюза. Дискография музыканта включает сольные компакт-диски: «Ш.-М. Видор. Симфонии № 6 и № 9 “Готическая”», «Все сочинения Р. Шумана для органа», «И. С. Бах. Органные фантазии»; 7 компакт-дисков, записанных совместно с виолончелистом, заслуженным артистом России Александром Загоринским.

Наталия Белага

 
 
< Октября 2011 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.