СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Музыка, достойная короля Печать
18.08.2011 07:50

Французская публика в Шамборе покорена русскими музыкантами, в числе которых двое – из Дубны.

Шестерка исполнителей из Лиона, Москвы и Дубны дала шесть концертов в рамках 3-й Недели музыки в Шамборе, организованной и проведенной при поддержке мэрии Шамбора со 2-го по 7-е августа. Виолончелиста Кристиана Лафона, пианиста Михаила Исаченкова, флейтистку Асю Сафиханову, кларнетиста и композитора Антона Прищепу и сопрано Наталию Теряеву соединила в одной музыкальной команде блестящий кон-цертмейстер и человек с распахнутой творчеству душой – пианистка Лили Мгерян.

Фактически раззнакомившиеся лишь в Шамборе музыканты оказались близки друг другу в восприятии мира, в понимании музыки и в отношении к творчеству. Быть может, поэтому так искренне, свежо и пронзительно звучала в их исполнении музыка, которую они представили на суд искушенных французских меломанов.

Программа каждого из шести концертов была разной, так что, побывав на первом концерте, зрители стремились не пропустить и остальные. И это несмотря на то, что приезжать на концерты им приходилось из соседних городов и деревень, преодолевая расстояние от 10 до 30 км.

Не часто встречающийся в ансамблях состав инструментов (фортепиано, виолончель, флейта, кларнет и голос) объединил в одной программе произведения разных жанров и эпох, что само по себе оказалось необычным для слушателей. Так, редкой удачей для них стало исполнение Наталией Теряевой, Лили Мгерян, Асей Сафихановой и Антоном Прищепой цикла Бориса Чайковского «Последняя весна» для голоса, фортепиано, флейты и кларнета на стихи Николая Заболоцкого. Чтобы публике, не владеющей русским языком, было легче проникнуться яркими образами музыки Бориса Чайковского, поэтический текст перед началом каждого эпизода цикла декламировала залу во французском переводе Колетт Лафон. А во время исполнения отрывка «Осень» сцену медленно усыпали (с помощью Янины Коротковой – доброго ангела музыкантов) желтеющие листья деревьев королевского шамборского парка.

Слушатели по достоинству оценили в программе концертов удачное сочетание хоралов и сонат эпохи барокко с фортепианными романсами Шуберта в переложении Листа, с сонатами и вариациями Брамса для фортепиано, с вокальными творениями Эдварда Грига, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. С предельной экспрессией прозвучала сложная музыка Скрябина, Прокофьева, де Фалья и Веберна. Ярким дополнением к неувядающей классике стали сочинения наших современников – Антона Прищепы, Роберта Мучинского, Роберта Айткена, Хосе Зарате и Александра Розенблатта.

Музыка на концертах в Шамборе по качеству и звучанию была поистине королевской. О каждом произведении можно рассказывать много и долго, поскольку подбор программы и в самом деле оказался уникальным по мелодической насыщенности, по контрасту музыкальных образов и по спектру выразительных средств, использованных музыкантами. Не буду распространяться об известных классиках – от Бахов (их было целое семейство) до Прокофьева. Скажу пару слов о современных композиторах, с творчеством которых большинство зрителей, побывавших на концертах русских музыкантов, наверняка познакомились лишь благодаря 3-й Неделе музыки в Шамборе.

Американец Роберт Мучински (1929-2010), изучавший в Чикагском университете композицию у Александра Черепнина, писал музыку для фортепиано, струнных и духовых инструментов. Его Фантазия-трио для кларнета, виолончели и фортепиано стала на концертах в Шамборе одним из «бисов» в исполнении Антона Прищепы, Кристиана Лафона и Лили Мгерян– настолько этот номер поразил слушателей своей необычной мелодикой, острым и пикантным звучанием инструментов в ансамбле.

Роберт Айткен (род.в 1939 г.), канадский флейтист, композитор и дирижер, помимо исполнения классической музыки, увлекался сочинением музыки для электрических инструментов. Возможно, в поисках специфических звуков, которые может произвести такой классический музыкальный инструмент, как флейта, он написал для нее сольную пьесу под названием «Plainsong», оттолкнувшись в музыкальной теме произведения от грегорианских хоралов. (Английский музыкальный термин plainsong или по латыни cantus planus обозначает фрагмент католической литургии, восходящей к хоралам папы Григория I, жившего в 6 столетии до н.э.). Пьесу «Plainsong» в Шамборе сыграла и спела (пение во время игры на флейте было задумано Айткеном!) потрясающая флейтистка  Ася Сафиханова, продемонстрировав восхищенным слушателям все поражающие воображение спецэффекты, на которые способен ее инструмент.

39-летний испанский композитор и пианист Хосе Зарате был признан в Испании лучшим молодым композитором, получил множество всевозможных международных премий и наград. Он пишет как симфоническую музыку, так и произведения для отдельных инструментов. С Национальным оркестром испанского радио Зарате не так давно записал как пианист полное собрание своих сочинений для фортепиано. Одно из этих сложных произведений, «Аургитана», сумел сочно и мастерски донести до французской публики в Шамборе пианист Михаил Исаченков.

Пианист и композитор, выпускник Московской консерватории Александр Розенблатт (род.в 1956 г.), помимо классической музыки, увлекается джазовыми сочинениями. Джазовая фантазия на темы оперы «Кармен» Александра Розенблатта (на флейте – Ася Сафиханова, за роялем – Антон Прищепа), венчая последний концерт в Шамборе, вступила в перекличку с «Хабанерой» и «Сегидильей» Бизе (пела Наталия Теряева), так побаловав публику мелодиями любимой ею оперы во всех ритмах, что музыкантов долго не хотели отпускать со сцены.

Отдельные и самые теплые слова – о композиторе Антоне Прищепе. Ему всего 27 лет, но он уже вполне зрелый и по-настоящему высококлассный музыкант, лауреат международных конкурсов и премий. Соната для кларнета и фортепиано и три поэмы для флейты, кларнета и фортепиано на стихи Александра Блока представили слушателям мир такой высокой и тонкой лирики, что поэмы Блока по просьбе публики пришлось повторять на следующих концертах, а зрители твердо запомнили, что композитора и кларнетиста-виртуоза зовут не Антуан, а Антон.  Перед каждой музыкальной поэмой давшее ей жизнь стихотворение Блока декламировалось Антоном или Яниной по-русски, затем повторялось Колетт по-французски, и это звучание слова завораживало зрителей, погружая их в тайну русской музыки о снеге, о деве, о весне, о любви, о жизни…

Фестиваль завершился на высокой ноте: зрителям и слушателям хотелось продолжения, и музыканты прощались с Шамбором с грустью. Теплый и воодушевленный прием публики – лучшая награда для исполнителя, а публичные выступления – способ и стимул для работы над собой.

К счастью для жителей Дубны, они уже имели возможность оценить мастерство Лили Мгерян, Антона Прищепы и Михаила Исаченкова на нескольких концертах в Органном зале ХШМиЮ «Дубна». Но в эпизодических концертах исполнителю бывает трудно обрести подлинное вдохновение, держа в мозгу мысль о том, чтобы не опоздать на последний поезд в Москву. Тогда как серия концертов, проводимая в рамках фестиваля, дает возможность сконцентрироваться только на музыке, обогащает новыми идеями и решениями, благодаря общению с другими музыкантами. И этот жизненный «люфт», отвлекающий от повседневной суеты, создает ту необыкновенную атмосферу вдохновения и творческого подъема, которую так чувствует публика музыкальных фестивалей, получающая от них истинное наслаждение.

Естественно спросить: почему бы в Дубне не провести Неделю музыки, подобную шамборской? Круг музыкантов и программу можно было бы расширить, что привлекло бы еще больше слушателей. У нас есть, по крайней мере, пять залов, где можно было бы провести фестивальные концерты. Правда, хотя бы в один из залов надо было бы купить высококачественный рояль или взять его на время фестиваля в аренду (в Шамборе для концертов брали в аренду рояль Yamaha с исключительно чистым звуком). Мэр Шамбора оказывает поддержку русским музыкантам, руководствуясь мыслью о том, что музыка улучшает нравы. Думаю, она улучшает нравы не только во Франции, если, конечно, говорить о настоящей музыке.

Екатерина Славская


На фото слева направо:

Михаил Исаченков. Студент 5-го курса Московской консерватории по классу фортепиано, физик-теоретик (аспирант физфака МГУ).

Ася Сафиханова. Студентка 3-го курса Московской консерватории по классу флейты, лауреат международных конкурсов, признанный специалист по инструментам и музыке эпохи барокко.

Антон Прищепа. Кларнетист, пианист, композитор, лауреат международных конкурсов, заведующий духовым отделением Московской специальной музыкальной школы им. Гнесиных.

Наталия Теряева. Сопрано, главный редактор газеты «Встреча», кандидат физико-математических наук.

Лили Мгерян. Пианистка, концертмейстер, преподаватель ХШМиЮ «Дубна»

КристианЛафон. Виолончелист, горный инженер, программист, актер театра в Лионе.


Справка:

Королевский замок ШАМБОР был построен 500 лет назад Франциском I для охоты. Говорят, что к его архитектурным формам приложил руку сам Леонардо да Винчи, живший неподалеку, в замке Амбуаз, под покровительством короля Франциска I.В замке постоянно никто не жил, он использовался исключительно с той целью, для которой был возведен. С 30-х годов ХХ века замком Шамбор владеет французское государство, получая доход от посещения 750 тысяч туристов в год. В Шамбор на охоту по-прежнему регулярно приезжают высокопоставленные лица Франции и других государств. Неподалеку от Шамбора недавно купил замок поменьше состоятельный человек из России, фамилия которого и род занятий не разглашаются.

 
 
< Августа 2011 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.