СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Одна святая к музыке любовь… Печать
24.06.2011 10:49

8 июня отметила круглую дату рождения почетный гражданин Дубны, заслуженный работник культуры РФ, ветеран атомной промышленности и просто очаровательная женщина Ольга Николаевна ИОНОВА.

Накануне юбилея Ольга Николаевна дала интервью нашему корреспонденту Маргарите Арабей:

– Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, чем Вы живете сейчас, отойдя от больших славных дел?

– Я счастливейшая женщина! (У Ольги Николаевны есть дочь Алена, внучка Маша и две правнучки: Софья и совсем недавно родившаяся Анфиса.) Я сейчас совершенно свободный человек, ни от кого не завишу. У меня есть свое маленькое любимое дело. Я учредитель и директор лицея «Гармония». Этот  коллектив уже 20 лет работает со мной, и я полностью им доверяю, мне не нужно постоянно проверять, контролировать процесс, я только помогаю по мере необходимости. Этот коллектив стал для меня родным. Лицей имеет аккредитацию, мы даем наравне с общим образованием музыкально-эстетическое. У нас всего 20 человек, поэтому  к каждому ребенку индивидуальный подход. У ребят очень интересная жизнь, каждую неделю или какое-то выступление, или поход в театр, на выставку, на экскурсию. Есть только одна проблема: мы сейчас работаем в музыкальной школе, так как помещение бывшей хоровой студии закрыто и много лет не ремонтируется.

– Ольга Николаевна, Вы создали хоровую студию «Дубна», прославившую наш город на весь мир, не только как город науки, но и как город хоровой музыки. Коллектив был лауреатом премии Ленинского комсомола, многочисленных международных хоровых фестивалей, конкурсов, участником множества концертов. Позднее Вы создали лицей «Гармония», стали продюсером и импре-сcарио для ансамбля политической песни «Время» Ольги Мироновой, коллективов, созданных вашей дочерью Аленой Ионовой, таких как хоры «Кредо», «Виртуозы»,  Детский оперный театр. Вы объездили весь мир: Европу, Азию, Америку, Африку. Не возникало ли у Вас когда-нибудь  желания  остаться жить в другой стране?

– Нет! Никогда даже не было такой мысли. Я жила в такое время и в таком месте, где у меня было все, о чем только можно было мечтать и  даже нельзя было мечтать! В Дубне  мы жили, как в раю. Я понимала, что нигде в мире, ни в одной стране у меня не будет такого внимания, таких возможностей! Я счастлива, что жила в то время. Сейчас я бы не сделала и сотой доли того, что мне удалось тогда, до перестройки. Мне все помогали: и ОИЯИ, и профсоюз, и  представители городской власти. Они все были, словно мои друзья, единомышленники. Поддерживали любую идею, инициативу и организационно, и материально. Мы проводили грандиозные Праздники песни, в которых участвовало до 5000 человек! Разве сейчас возможно такое? Сюда приезжали такие замечательные музыканты, как Д.Кабалевский, В.Соколов, Г.Струве, с которым мы потом дружили хорами, домами и семьями. Для одного из праздников Георгий Струве сочинил и посвятил Дубне и  нашему хору прекрасную песню на стихи Викторова: «Дубна, Дубна, золотая сосна, Дубна, Дубна, голубая волна»! Этой песней впоследствии всегда заканчивались концерты хоровой студии, и весь зал  подпевал  нам.

Я так любила музыку, свое дело, могла ради него пожертвовать всем на свете, даже, наверное, своей жизнью! Можно сказать, что музыка была моя одна – единственная на всю жизнь – настоящая любовь! Поэтому  я могла прийти в любой кабинет и убедить кого угодно, что то, что я хочу осуществить, жизненно необходимо! Профсоюз выделял деньги на гастрольные поездки хора, педагогов посылали на курсы повышения квалификации, на мастер-классы и симпозиумы по обмену опытом. Так я поехала в Японию, где изучали опыт музыкального образования в СССР, а мы знакомились с  их опытом  работы в детских садах, общеобразовательных и частных школах. Мне очень понравилось в Японии, особенно их бережное отношение к детям. Кстати, в нашем лицее «Гармония» мы культивируем именно такое отношение.

– Ольга Николаевна, а как Вы отдыхаете?

– В путешествиях. Я очень люблю новые места, новые впечатления, встречи с новыми интересными людьми. Это для меня лучший отдых.

– Тогда мы пожелаем Вам много здоровья и еще много новых интересных впечатлений в жизни!

– Спасибо!


Не повторяется такое никогда…

(Из воспоминаний выпускников хоровой студии «Дубна»)

Многие выпускники хоровой студии «Дубна» стали профессиональными музыкантами: хормейстерами, концертмейстерами, преподавателями фортепиано и теории музыки, артистами хора.  Но и те, кто выбрал в жизни другую профессию, навсегда сохранили любовь к музыке, к пению.

Ирина Качкалова, заслуженный работник культуры Московской области, художественный руководитель хора «Кредо»:

– У меня о хоровой студии «Дубна» самые светлые воспоминания. Я с детства мечтала стать музыкантом. На репетиции я не шла, а бежала! Ольга Николаевна привила нам вкус к очень хорошей музыке, к классике. До сих пор помню «Несжатую полосу» Чеснокова на стихи Некрасова. Я помню все произведения, которые мы пели, даже по тональностям! Каждый год мы ездили со студией в пионерские лагеря. Старшие студийцы занимались с младшими, разучивая произведения. Летом в лагере мы обычно всегда разучивали репертуар на следующий концертный сезон. У нас была очень интересная жизнь, насыщенная концертными поездками. Хоровая студия побывала на Урале и в Сибири на Ангаре, на озере Байкал и в Артеке, в столицах союзных республик: Киеве, Ереване, Тбилиси, Баку, Кишиневе, Риге, Вильнюсе. Часто выступали в Москве в Большом зале Московской консерватории. Но больше всего мне запомнилась моя первая поездка с хоровой студией в Париж на Кавалькаду дружбы пионеров и школьников. Там были дети со всего мира,  песни звучали на всех улицах Парижа! Это были 70-е годы, мне было тогда 12 лет. Мы были первым хором из Советского Союза, который приехал во Францию, и эта поездка осталась в памяти одним из самых ярких впечатлений детства!

В хоровой студии всегда отмечались праздники, дни рождения, дни учителя, встречи с выпускниками. Мы сочиняли веселые капустники, где каждый мог творчески выразить себя. Я часто аккомпанировала на фортепиано на таких вечерах. Будучи студенткой музыкального училища при  Московской консерватории, я продолжала петь в хоре, иногда помогала, как хормейстер или концертмейстер. После окончания учебы до возвращения в Дубну я некоторое время работала в хоровой студии «Пионерия» под руководством Георгия Струве. Это по его инициативе дубненский хор, возглавляемый Ольгой Николаевной, преобразовался в хоровую студию, и студийно-хоровое движение  распространилось по всему Советскому Союзу.

Екатерина Стрелкова, инженер ОИЯИ:

– В хоровую студию «Дубна» я пришла уже после окончания музыкальной школы в девятом классе. Я очень любила петь. Прошло больше 30 лет, а я до сих пор помню все песни, которые мы пели в студии. Я помню не только популярный классический репертуар, такой, как поэма Фибиха,  серенаду и баркаролу Шуберта, произведения Баха и Генделя или русские народные и советские песни, но даже те песни народов мира, которые мы пели на чешском, грузинском, болгарском, сербском, японском и других языках. И если мы, друзья по студии, соберемся сейчас вместе, то сможем спеть те песни по голосам. Этот репертуар был очень радостным. Годы, проведенные в студии, дали мне многое не только для музыкального и общекультурного развития, но для умения общаться, дружить, строить отношения с людьми.

Я очень хорошо помню городской Праздник песни, на который приезжал известный советский композитор и музыкальный деятель Д.Б. Кабалевский. Нам с сестрой не хватило билетов на зрительские трибуны на стадионе, но мы назвались юнкорами (юными корреспондентами) и нас пропустили. Сидели мы как раз за спинами Ольги Николаевны Ионовой и Дмитрия Борисовича Кабалевского. Когда мы очень громко и увлеченно обсуждали кого-то из выступавших, сидевшие впереди (Ольга Николаевна и Дмитрий Борисович) обернулись к нам и строго попросили вести себя потише. После этого мы всем друзьям хвастались, что «общались» с самим Д.Б. Кабалевским! А когда наш Дубненский праздник песни транслировали по центральному телевидению, мы, прилипнув к экранам, искали среди выступавших и зрителей себя и своих знакомых.

Ирина Лузанова, преподаватель лицея «Гармония»:

– Одной из самых запоминающихся концертных поездок  в составе ансамбля политической песни хоровой студии «Дубна» была поездка на Камчатку с Ольгой Николаевной Ионовой и Ольгой Ивановной Мироновой. Мы летели через Хабаровск в Петропавловск-Камчатский. Жили в гостинице в Петропавловске, на концерты ездили в Мильково, на погранзаставы. Мы давали по 3 концерта в день для пограничников. Однажды автобус увяз в сугробе (сугробы были выше автобуса), пришлось военным вызывать вездеход. А обратно с концерта возвращались на вертолете, был страшный ветер, и нас мотало на борту вертолета из стороны в сторону. Зато после концертов мы купались в гейзерных источниках в Паратунке. Мороз был минус сорок градусов, а вода плюс 40, мы по снегу босиком бежали и прыгали в бассейн, в теплую целебную воду. Над водой стоял такой пар, что можно было потерять друг друга.

23 февраля мы выступали для офицерского состава в честь Дня Советской армии и военно-морского флота на противолодочных кораблях «Ретивый» и «Смелый». Это огромные корабли, которые уничтожают подводные лодки и с которых взлетают вертолеты. А еще я помню, как мы выходили на сторожевых крейсерах в Тихий океан и пели под гитару песню:  «Где-то багульник на сопках цветет, кедры вонзаются в небо, кажется, будто давно меня ждет край, где ни разу я не был!» Навсегда запомнился укоризненный взгляд Ольги Николаевны, которая встречала нас на берегу, – мы заплыли несколько дальше и плавали несколько дольше, чем было разрешено. Это были незабываемые впечатления! В этой поездке мы не только давали концерты, но знакомились с бытом, жизнью и службой пограничников, моряков, обменивались адресами и еще долго потом переписывались.

Татьяна Фетисова (Манюгина), завуч гимназии №8:

– Жизнь в хоровой студии «Дубна» была очень интересной. Как-то на зимних каникулах мы поехали в Узбекистан. Выступали в Ташкенте, Навои, Самарканде, городке Учкудук. И пели песню про «Учкудук – три колодца». Она как раз была тогда популярной песней года. У нас  в Дубне была зима, снег, а в Средней Азии – лето, мы ели в январе свежие спелые фрукты, гранаты.  Помню, мы куда-то передвигались по пустыне на автобусе, а Ольга Николаевна ехала верхом на верблюде в темных очках!

Запомнилось также турне на теплоходе Москва – Астрахань. Мы плыли по Волге, репетировали  на теплоходе. В каждом городе по пути следования: в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Волгограде нас встречали хлебом-солью,  мы давали концерты и ходили на экскурсии.

Но самым экзотическим было, пожалуй, путешествие на Камчатку. Это была поездка по комсомольской путевке на 10 дней. Мы очень уставали, потому что давали по 3 концерта в день. Я помню, как мы выходили из Авачинской бухты на кораблях, и меня потрясла красота и мощь огромных океанских волн! Невозможно забыть красоту сопок и купание в гейзерных бурлящих источниках, особенно по вечерам со светомузыкой!

Был такой курьезный эпизод. Когда мы прилетели на одну погранзаставу на вертолете, нас предупредили, что центральное телевидение для программы «Время» будет снимать сюжет о том, как приезжают артисты выступать в самые отдаленные уголки нашей Родины. Мы весело улыбались, выражая бурную радость. А встречающих не предупредили о съемке. Выражение их серьезных лиц совсем не соответствовало снимаемому сюжету. Пришлось вновь поднимать вертолет и снова совершать посадку для второго дубля. Во второй раз, «на бис», радость по поводу приезда артистов  получилась  всеобщей.

Ольга Миронова (Сосунова), заслуженный работник культуры, директор ХШМиЮ «Дубна»:

– Я очень благодарна Ольге Николаевне Ионовой за то, что она помогла мне стать музыкантом. Моя мама растила меня одна (папа рано умер), и в нашей семье не было денег на платное образование в музыкальной школе. Ольга Николаевна и Александр Денисович Фоменко дали мне возможность получить начальное музыкальное образование бесплатно.

В хоровой студии «Дубна» жизнь била ключом. Ольга Николаевна всегда принимала участие во всех студийных вечерах, танцевала с нами, заражала всех своей энергией и оптимизмом. Все влюблялись в нее. Мы много выступали, много  получали впечатлений от самых разных путешествий по нашей стране и за рубежом. Мы неоднократно были в Чехословакии, Венгрии, Германии, Болгарии и других странах.

В восьмидесятые годы мы выступали на туристическом теплоходе «Адмирал Нахимов». Теплоход заходил в порты городов Сухуми, Новороссийска, Одессы. А вскоре мы узнали, что с этим роскошным, огромным, как плавучий город, теплоходом случилась страшная катастрофа. Он затонул в Черном море, погибло много людей…

По комсомольской путевке от ЦК ВЛКСМ с ансамблем политической песни «Время» мы побывали на БАМе (Байкало-Амурская Магистраль). Мы ехали до Братска на поезде, и меня поразило то, что от одного населенного пункта до другого ехать приходилось порой целые сутки. Выступали мы в Братске, Тайшете, ездили на автобусе по 300 км куда-то в тайгу, в отдаленные поселки. Мазались специальными средствами от комаров и мошки. Пели патриотические песни, популярную  латиноамериканскую песню «Когда мы едины, мы непобедимы», песни Дина Рида (мне очень нравилось делать разные аранжировки), а после обязательной программы – все, что попросят... С ансамблем политической песни мы были и на Камчатке, и на фестивале в Берлине, где стали лауреатами премии Ленинского комсомола. Мы выступали не только в филармониях и консерваториях, но и в детских домах, и на комсомольских стройках. Выступать приходилось для самой разной публики. Мы видели жизнь во всем ее многообразии. Интересных событий за эти годы было так много, что обо всем вспомнить и рассказать просто невозможно.

Ольга Трифонова, методист библиотеки ОИЯИ:

– Она умеет зажигать людей. Я бы выделила три ее главных дела жизни. Это зарождение и колоссальное развитие хорового пения в нашем городе  и первая  Хоровая школа «Дубна», это лицей  «Гармония» и единственный в мире  Детский оперный театр .

Каждая из созданных ей организаций стала уникальной.

С большой нежностью я вспоминаю лицей «Гармония»: пушкинские балы, наших маленьких мушкетеров на камерных школьных праздниках, где дети разыгрывали театральные сценки, танцевали обязательно парами, как в царскосельские времена и изучали «Иллиаду» Гомера. И навсегда в памяти остался пронзительный  полуторачасовой спектакль первого выпуска «Гармонии» на большой сцене в зале администрации с настоящими декорациями и костюмами. Это был мюзикл «До свидания, овраг» про бездомных собак и домашних кошек.

Мне кажется, именно лицейский театр подарил Алене Ионовой идею создания детского оперного театра.

Нельзя не отметить, какое выдающееся трио представляла династия Ионовых. Ольга Николаевна обладала удивительным свойством убеждать людей, продвигать дело, увлекать идеей. Иного плана Алена Львовна. Это необыкновенно творческий, высочайшего профессионализма музыкант. Она филигранно оттачивала звучание хора. В театре Н.Сац, где наша опера  «Орфей и Эвридика» получила первое место на фестивале «Синяя птица»,  были поражены, как чисто и мощно звучит многоголосье,  хотя дети поют и сидя, и лежа, и в движении… Она обладала прекрасным эстетическим восприятием.

И, наконец, Маша – дочь Алены. У Маши великолепный голос. Ее вокальные данные отметила Л.Казарновская. Но она еще и замечательная актриса и необыкновенно трудолюбивый человечек. Она пела практически все ведущие партии, но никогда не была «капризной примой». Смешно звучит, но некоторые девчонки именно так себя вели, это было заметно на примерках костюмов. Мы все себя ощущали принадлежащими настоящему театру. И мы все очень много и увлеченно работали! И в этом заслуга Ионовых.

Проходит время. Забываются тяжелые моменты, которые всегда есть в любом большом начинании. Остаются ДЕЛА! А это тысячи детей с горящими глазами, влюбленные в искусство!  Это сотни зрителей, которые видели наши оперные спектакли! Это десятки педагогов, которые продолжают дело Ольги Николаевны или, как я, не оставляют театр, к  которому она привила неугасаемую любовь.

Подготовила Маргарита Арабей

 
 
< Июня 2011 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 25 26
27 28 29 30      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.