Александр Розенбаум: «Как рождается песня…» Печать
22.06.2022 00:00

Концерт народного артиста Российской Федерации Александра Розенбаума прошел в ДК «Октябрь» в минувшие выходные. Зал был полон. На балконах тоже не было свободных мест. И более трех часов, которые Розенбаум пел и говорил с дубненским зрителем, пролетели как одно мгновение. Такое, что незаметно пролетает, но оставляет очень важное послевкусие с философскими раздумьями, звуками любимых нот и песен и фразами, которые в случае с этим автором-исполнителем уже давно стали цитатами…

 

Кто не первый раз на концерте Александра Яковлевича, тот уже узнает его фирменный «почерк». Темный задник на сцене и ничего лишнего кроме инструментов и монитора, гитара с портретом его любимого бультерьера Лаки, прожившего в семье артиста более четырнадцати лет… И удивительная манера доверительного разговора со зрителем. Причем, неважно поет автор или говорит. Это разговор. На нерве, на надрыве, с такой эмоцией, что то плакать хочется и плачется, то в комок тебя сжимает от задетых где-то внутри чувств и боли, а то веселье через край и душа поет вместе с артистом.

Все было именно так и на недавнем концерте из юбилейной программы под названием «Обратный отсчет», где прозвучали как любимые всеми песни, так и новые произведения или же песни, написанные хоть и много лет назад, но очень редко исполнявшиеся на концертах.

Как рождается песня…

Сначала спускается ангел.

Проверяет, закрыта ли дверь, есть ли кофе в достатке,

Выгоняет гостей, убирает подальше стаканы,

Достаёт сигареты и ручку кладёт на тетрадку.

Я ему не мешаю, он очень талантливый малый,

Подрастёт — горе нимфам, живущим в беспечности юной.

Прикасаясь к плечу, мановеньем снимает усталость

И неведомо, как оживляет умершие струны.

Напевает мотив, исправляет неточную рифму,

Неназойливо гладит собаку, лежавшую рядом,

Ставит пальцы мои на лады полустертые грифа,

Не спуская с меня своего боголепного взгляда.

Проходя мимо клавиш, нажмёт пару нот ненароком,

Я, конечно, молчу, пусть резвится несносный ребенок.

Но как хочется дернуть его за смеющийся локон.

С фонарём я искал эти звуки три ночи бессонных.

Ангел знает об этом, его посвятил в мои тайны

Тот, которому служат крылатые голые дети.

Лист исписан. И звезды волшебные тают.

Ночь уходит, и друг покидает меня на рассвете,

Подмигнув на прощанье, отдернув окна занавеску,

Мальчик тихо взлетает к заоблачным райским чертогам.

Как рождается песня, одному только Богу известно…

Я к тому не причастен…

Спросите об этом у Бога…

Впрочем, этим глубоким монологом Александр Розенбаум расставил все акценты так, что стало ясно о чем и о ком будет концерт, а главное - каким.

- Обойти события сегодняшнего дня не получится, - уже в начале выступления сказал артист. – Хоть вы многие и знаете, что я на своих концертах стараюсь не говорить о политике, не касаться таких тем. Но то, что происходит сегодня, не может оставить меня равнодушным и не может не найти отражение в творчестве.

Вот, например, из совсем свежего, написанного в марте 2022 года. Но выношенного внутри, кажется, не один десяток лет:

Определиться? Я давно определен:

Я дома. Я в России. В Ленинграде.

Мне про обстрелы пишут с двух сторон.

Прошу — Не лезьте в душу, Бога ради!

Волдырь от междометия «Алё» саднит на языке…

Там кореша — советские когда-то офицеры.

И рвётся в лоскуты моя душа

И в горле ком и колокол в ушах

И узелки завязывают нервы.

Моя родня из Нежина, лежит в изнеженной Ярилом Украине.

Я много лет под Гниванью прожил,

Мой мир стоит над пропастью во ржи

С грибами белыми и с вишнями в корзине.

Мой разум утомлён, но он не стар,

Есть разница меж темнотой и светом.

Река Шухевича впадает в Бабий яр,

Шекспир бы не осмелился на это —

Создать подобный нереальный фарс.

Мне про обстрелы пишут с двух сторон.

Прошу —

Не лезьте в душу, Бога ради!

Простёр из ямы руки мой фашистами убитый прадед…

Определиться?

Да я давно определён —

Я дома. Я в России.

В Ленинграде…

Кстати, еще на прошлом концерте в Дубне меня потрясла песня «Стрекоза», которую Розенбаум написал буквально за несколько месяцев до приезда в наш город. Это была тогда своеобразная премьера песни. Посвящена она была детям Донбасса – погибшим и выжившим… Всем, кто испытал ужас и боль войны, потери близких, чья жизнь оборвалась, едва успев начаться… И если тогда эту песню поняли многие, то сегодня ее уже по другому, более глубоко, остро прочувствовали, надеюсь, все. Во всяком случае, аплодисменты зала, слезы на щеках женщин и в глазах мужчин – подтверждение тому, что она не просто задела, а задела за живое…

Пересказывать концерт – пожалуй, неблагодарное дело. Все равно не расскажешь так, как было, а передать сможешь лишь сотую долю того восторга и эмоций, что получил сам. Я лишь скажу: спасибо, что Вы есть, Александр Яковлевич, и что Вы есть именно такой – открытый, честный и невероятно талантливый человек. Что Ваше творчество объединяет разные поколения, причем людей совершенно разных творческих предпочтений. Да Вы это и сами почувствовали – любовь зрителя, когда весь зал стоя подпевал Вам «Вечернюю застольную» («Родные, нас живых ещё не так мало, Поднимем за удачу на тропе шалой, Чтоб ворон да не по нам каркал, По чарке, по чарке…» - помните?)

Или вот эту: «Как когда-то за лисой гонялся быстрый кречет, Так и ныне он свою добычу сторожит… Не прощайтесь… Говорю я вам: «До скорой встречи! Всё вернётся, а вернётся — значит, будем жить!»

А еще спасибо, что приехали в Дубну именно 19 июня – в особенный для Вас день – День медицинского работника. Наверное, потому, что Вы всю жизнь, оставаясь преданным авторскому и песенному творчеству, все же причисляете себя и к медикам («Бывших не бывает», - так про себя часто говорит Розенбаум), этот концерт стал для дубненских докторов незабываемым подарком.

Ну, как Вы сами и сказали: «До скорой встречи!» - мы ждем Вас в Дубне еще как минимум несколько Ваших юбилеев...

Анна Сухая

Фото Галины Сафиулиной