Эскиз к опере И.Ф. Стравинского "Соловей"
Часть вторая
Образ соловья в литературе
Соловей является важным действующим лицом во всевозможных мифологических циклах. Он также является распространенным символом у поэтов разных эпох. Так, в греческой мифологии существуют два основных мифа о происхождении соловья. В одном из них (возникшем на побережье Ионического моря) в соловья превращается супруга фиванского героя Зета Аэдона: она завидовала своей невестке Ниобе, имевшей многочисленное потомство, и поэтому попыталась убить ее старшего сына. Однако Аэдона ошиблась и убила собственного ребенка. Из жалости к ней боги превратили несчастную в соловья. Этот мифологический сюжет был впервые представлен в «Одиссее» Гомера (VIIIв. до н. э.). Именно там положено начало поэтического восприятия соловьиного пения как горестной декламации. У Гомера печальная песня соловья также символизирует тоску и печаль Пенелопы, десятилетиями ожидающую супруга. Таким образом, уже в начале возникновения европейской литературной традиции образ соловья ассоциируется с темой насильственной смерти и скорби, диссонирующей с великолепием весенней природы.
|