СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Местное самоуправление Печать
05.06.2014 08:33

В четверг, 29 мая, Московская областная дума радикально поменяла принцип формирования органов муниципальной власти. К обсуждению законопроекта подмосковные депутаты приступили всего через три дня после того, как Президент России Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон о местном самоуправлении. И приняли его в рекордные сроки: за один день, сразу в трех чтениях, 34 голосами «за»  при шести «против» и четырех воздержавшихся.

Новый закон отменяет прямые выборы мэров в 22 городах – там депутаты будут избирать главу из состава депутатского корпуса. Еще в 11 городах, в том числе в Дубне, сохраняются прямые выборы мэров, но сама должность выводится из системы исполнительной власти. Вновь избранный глава города возглавит Совет депутатов, а руководителем администрации будет сити-менеджер, работающий по контракту. Прокомментировать новый закон о муниципальных выборах мы попросили председателя Совета депутатов г. Дубны Михаила Подлесного. 

– О том, что готовится такой законопроект, мы узнали случайно, буквально за пару дней до голосования. Никаких обсуждений этого документа с представителями законодательной и исполнительной власти конкретно в Дубне не проводилось, нашим мнением никто не интересовался, наши пожелания услышаны не были.

Удивляет оперативность, с которой Мособлдума приняла такой важный закон. Из предложенных президентом России шести месяцев на консультации и согласования подмосковным парламентариям хватило трех дней.

Вызывает определенные сомнения и дифференцированный подход к системе организации выборов на разных территориях. Нет не только единообразия, но и внятных критериев, по которым происходит разделение муниципальных образований относительно системы выборов глав и формирования Советов. Если бы сказали: всем сельским поселениям так, а городским – иначе. Или в зависимости от численности населения... Но такой градации нет. По какому принципу строится предлагаемая схема, не понятно. А когда примешивается субъективный фактор, невольно приходят мысли о коррупционной составляющей.

С одной стороны, просматривается  такая закономерность: там, где действующий глава идет на новый срок, сохранили прежний вариант, где не выдвигается – там будет сити-менеджер. Но тому  же Реутову сохранили старую систему, хотя действующий мэр не выдвигается. В общем, загадка.

Если говорить о Дубне, то избранный глава города становится председателем Совета депутатов, а реальное управление будет осуществлять сити-менеджер на контрактной основе. Он назначается конкурсной комиссией, в которой лишь половина участников – местные депутаты, а вторая половина формируется губернатором. Я вижу в этом очередной этап в планомерном уничтожении местного самоуправления.

Перераспределение полномочий в пользу области, как и перевод  туда различных муниципальных объектов, происходит не первый год. Под предлогом бесперебойного обеспечения льготников лекарствами забрали аптеки, в итоге они приватизированы. Под юрисдикцию области переданы социальная защита, общее и дошкольное образование. До 1 июня мы должны согласовать дорожную карту по объектам здравоохранения – они тоже переходят в областное ведение с непонятными последствиями для Дубны.

Закрываются полигоны твердых бытовых отходов – процессом утилизации ТБО область тоже будет заниматься централизованно. То же планируется и с похоронной отраслью, с кладбищами и рынком ритуальных услуг.

Буквально на днях депутаты рассматривали вопрос о безвозмездной передаче в собственность Московской области имущества городских электросетей (и отклонили это предложение). Думаю, эта тенденция распространится на всю инженерную инфраструктуру. А теперь и властные полномочия уходят наверх.

В послании президента, в многочисленных интервью губернатора говорится об укреплении местного самоуправления. Весьма активно продвигается кампания по переформатированию общественных палат, хотя нет закона, который регламентирует их деятельность, у этих общественных структур нет ни прав, ни обязанностей. В то же время разрушаются основы народовластия.

Казалось бы, глава города по-прежнему избирается всенародно. Чем не образец демократии? Но при этом он занимает должность председателя Совета депутатов, командует депутатами, но сам депутатом не является. По большому счету, наделен  только представительскими, «свадебногенеральскими» функциями. А руководитель местной администрации с реальными рычагами управления назначается по контракту.

Что остается в полномочиях главы города? Вместе с депутатами он может, к примеру, утверждать гимн и герб, принимать устав, зарегламентированный  вышестоящими законами и не допускающий отклонений. (К слову, областной закон о выборах фактически заблокировал уставы муниципальных образований, нам предстоит в трехмесячный срок внести изменения в устав города, приводя его в соответствие с новым законодательством.) Что еще? Решать, какие цветы посадить у здания местной администрации. Хотя нет, цветы там будет сажать сити-менеджер, теперь это его епархия.

 

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.