СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

В память о друге или Вторая жизнь Олега Немцова Печать
15.05.2014 12:44

Накануне праздника Великой Победы на здании гимназии №3 появилась мемориальная доска памяти ее выпускника Олега Немцова, погибшего в Чеченской республике при освобождении захваченной боевиками школы. Так решили одноклассники Олега, дав его подвигу и поступку долгую память…

…Во дворе школы 8 мая было торжественно и шумно. Ребята в парадной одежде, с цветами в руках… Всё так же волнительно, как и на каждом праздничном построении. Точнее, почти также. Музыка с нотами скорби и грусти, да и  не совсем привычные гости гимназии – ее выпускники, часть из которых в военной форме, невольно выдавали характер школьной линейки.

 

Не зря говорят, что мало родиться мужчиной. Это звание нужно заслужить своей жизнью. Даже если она окажется совсем короткой…Такой, как у дубненского парня – ученика третьей школы Олега Немцова. Он погиб, когда ему было всего девятнадцать. Погиб в Чечне во время зачистки захваченной боевиками школы. До демобилизации ему оставалось всего две недели…

4 июля 1994 года был призван в ряды Вооруженных сил РФ. Проходил службу в 245 мотострелковом полку в войсковой части 62892. Эта легендарная дивизия получила боевое крещение  в июле 1941 года в боях за белорусский город Жлобин. Принимала участие в Висло­Одерской и Берлинской операциях, форсировании Днепра, держала оборону Тулы.

Дивизия и полк были задействованы в первой и второй чеченской кампаниях и понесли потери из числа как рядового, так и офицерского состава. За это время бойцы участвовали более чем в двадцати операциях по уничтожению и блокировке незаконных бандформирований. Пробивали оборону боевиков в Грозном, брали штурмом населенные пункты Готы, Гойское, Архтан­Юрт, Ведено, Шатой…

С мая 1995 года полк дислоцировался в районе Шатоя, осуществляя дужурство на блокпостах и охрану дорог, сопровождал транспортные колонны, перевозившие горючее, гуманитарную помощь и продовольствие для мирных жителей. Как раз в этом полку, в этой дивизии и довелось служить Олегу Немцову.

Погиб Олег 14 декабря 1995 года, до демобилизации ему оставалось служить ровно двадцать дней… В тот день бойцам предстояло зачистить здание одной из школ в населенном пункте Шатой. В здании школы располагался избирательный участок (в республике в то время проходили очередные выборы), который захватили боевики с целью совершения вооруженной провокации. По приказу группа бойцов, в числе которых был Олег Немцов,  выдвинулась к школе, где завязалась перестрелка с боевиками. Олег получил огнестрельное пулевое ранение и скончался от потери крови. В том бою были серьезные потери с российской стороны, тем не менее боевую задачу выполнить удалось: все боевики были ликвидированы.

Указом Президента РФ от 21.10.1996 года №1476 Немцов Олег был награжден Орденом Мужества посмертно с присвоением воинского звания старшего сержанта. Похоронен Олег с отданием воинских почестей 26 декабря 1995 года на Большеволжском кладбище.

В память о друге на здании родной школы, где Олег учился до девятого класса, одноклассники решили установить мемориальную доску. С момента идеи до торжественного события прошло три с небольшим месяца. За эти недели удалось разыскать ребят, служивших, как и Олег, в Чечне, тех, кто уже после школы общался с Олегом, но главное – родных парня. Для них уже почти два десятка лет как словосочетание «чеченская война» стало личной бедой, трагедией и горем…И даже сегодня, спустя столько лет, вспоминая Олега, его брат Андрей Шилин не скрывает волнения, грусти, скорби…

Вспоминает, как уходил служить, писал из части письма, в которых ни на что не жаловался и каждый раз успокаивал маму. А еще, что Олег всегда мечтал стать кинологом и много времени проводил в кинологической службе при дубненской милиции. Рассказывает, что иногда хулиганил – мальчишка все же! Лазал по деревьям, за что быстро сверстники прозвали его «Маугли», ходил на рыбалку, катался на лошадях – был самым обычным мальчишкой…

– «Служить или не служить?» – такой вопрос в нашей семье не обсуждался вообще, – рассказывает Андрей Шилин. – Олег знал, что пойдет служить, и к службе был готов. Серьезно он не занимался никаким спортом, но он рос на природе, поэтому был физически развит и по­спортивному крепок. На первом месте у него была охота и рыбалка. Еще в школу не ходил, а уже с удочкой на речку. В пять лет он речку Дубну переплывал с берега на берег. Все лето Олег проводил в Карманово, где находилась спортивная база «Динамо» – мама тогда возглавляла базу. Часть детства прошла в Юркино: там, на ЦКС, работали родители. Служебный дом, в котором они жили, стоял за речкой. После школы Олег ехал туда и то в лес, то на реку с удочкой, то на охоту… Стрелял он очень хорошо, имел собственное ружье, охотничий билет. Дружил с егерем, который его и брал частенько на охоту.

Как раз там, в доме за речкой, Олегу устроили проводы в армию. Служить он попал, рассказывает Андрей, в Орудьево – проходил там «учебку». А поскольку в части были специализированные кинологические подразделения, Олег вскоре смог взять сразу двух служебных овчарок и заниматься ими. Спустя некоторое время, после «учебки», его распределили в часть под Одинцово. Находясь там, Олег как раз и написал заявление на прохождение службы в Чечне.

Что побудило его сделать это? Кто знает… Он не рассказывал об этом домашним и даже, уехав в Чечню, не сразу об этом им сообщил. Родители узнали эту новость от командира части, когда в очередной раз приехали в Одинцово к сыну. Долго не могли поверить, выясняли причины, но, увидев написанное рукой Олега заявление, смирились. Письма из армии писал не часто. Из Чечни тоже, но даже в них никогда не жаловался на службу. Говорил, что решение осознано, и принял он его, руководствуясь чувством долга. Из воинской части в Одинцово, как сказал тогда родителям кто­то из военных, служить в Чечню уходили многие. Да и сам Олег писал, что шаг из строя сделал не только он…

– Полк, в котором служил Олег, базировался под Шатоем, – вспоминает Андрей. – 14 декабря 1995 года в Чечне были досрочные выборы. В одной из местных школ находился избирательный участок, и накануне выборов боевики захватили школу. Приказ – отбить избирательный участок. Ротный, который нам привез Олега, рассказывал, что как раз в то время в часть пришли молодые солдаты из «учебки». Их вместе с группой бойцов должны были отправить на зачистку. Олег был командиром взвода. Получив приказ, сказал: «Молодые пусть отсидятся, а мы сходим последний раз». Через две недели ребята должны были домой демобилизоваться. Для многих из них этот бой действительно оказался последним…

Смертельной для Олега стала снайперская пуля. Погибло тогда много ребят, командир Олега в том бою потерял обе ноги. Но задачу выполнить удалось: школа была отбита…

Подробности службы и гибели Олега знают далеко не все его друзья и одноклассники. Вообще об этих годах вспоминается крайне мало. Рассказывают они в основном про школьные годы.

– В Карманово, где Олег проводил большую часть своего времени, нас родители не пускали, было далеко, – вспоминают одноклассники Олега, с которыми он учился до девятого класса, – а в дом за Юркино ездили к нему часто. После уроков на «двойке» доезжали до остановки ЗЖБИ, оттуда шли пешком до речки.  С Олегом договаривались заранее, он встречал нас на берегу на лодке и перевозил нас. На другом берегу была огороженная территория с двумя вышками и радарами, которые охраняли родители Олега. Вокруг – дикая природа. По бетонным дорожкам, которые вели к вышкам, постоянно ползали гадюки, и когда отец Олега убивал их, мы бегали смотреть…

Олег был из самой обычной  семьи. В то время, когда мы с ним тесно дружили, старались подтягивать его в учебе. Вообще он был не конфликтный, очень уравновешенный и справедливый. У него была очень добрая мама: всегда нас встретит, накормит, напоит. И Олег маму любил, берег ее, чтоб зря не волновалась. (Родители, так любившие Олега, не смогли пережить смерть сына, и вскоре после его гибели не стало ни папы, ни мамы. – примечание автора).

В день открытия мемориальной доски об Олеге Немцове ребятам, собравшимся во дворе гимназии, рассказал главный инициатор и организатор события одноклассник Анатолий Крупский. В его словах – главное объяснение почти ничего не знающим о войне мальчишкам и девчонкам, почему на стене школы теперь бу дет висеть портрет Олега. Чтобы помнили…

– Олег был добросовестным учеником и хорошим другом, – сказал, обращаясь к участникам торжественной линейки Анатолий Владимирович. – В школьные годы он ничем не отличался от нас с вами, был таким же, как все. Но дальнейшая судьба Олега выделила его из рядов обычных людей. Возможно, на его месте так поступил бы каждый солдат.  Олег ценой собственной жизни сумел стать одним из героев. Героев, которые сражались с фашизмом, отдали свой интернациональный долг в Афганистане и Чечне…Эта мемориальная доска будет напоминать нашим детям и всем будущим поколениям о воинском долге, любви и преданности Родине, стремлении защищать ее от врагов. Мы хотим, чтобы в это непростое время, время политических нападок на нашу страну извне, у молодого поколения не притуплялось чувство патриотизма. А для этого нужно знать и помнить каждого воина, каждого героя, который учился вместе с нами, жил рядом с нами и погиб, чтобы мы жили.

Первая учительница Олега Тамара Васильевна Аваева не без улыбки вспоминала, как парнишка частенько приходил на урок то без ручки, то без карандаша. Порой приходилось в школу родителей вызывать. Папа приходил, и оказывалось, что все школьные принадлежности у Олега лежат в портфеле. Продолжая патриотическую нотку памятного действа,Тамара Васильевна отмечает, что красной линией в школе сегодня должно быть как раз нравственное и  патриотическое воспитание детей. «Готовясь выступать перед ребятами, думала, что и как сказать, чтобы не рас плакаться. Вспоминала, как мальчишки были совсем маленькими, сколько с ними пережить пришлось: класс непростой был. Вспоминала, как хоронили Олега…Вспоминала белобрысым обыкновенным мальчишкой. Веселым очень, озорным, умным, любознательным и с добрыми глазами. Я не знаю, какую бы профессию выбрал Олег, кем бы он стал, но уверена, что стал бы очень хорошим человеком. Огромное спасибо всем ребятам, которые помнят его. Спасибо им за то, что открытием этой памятной доски они подарили Олегу вторую жизнь. Я ими горжусь и горжусь Олегом…»

«Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, – сказал, поздравляя коллектив школы, ее бывших и нынешних учеников, а также гостей с праздником Великой Победы и с печальным, но очень важным событием – открытием мемориальной доски, и.о. главы города Вячеслав Борисович Мухин. – Это невосполнимая утрата. Но когда погибают люди в мирное время… об этом говорить еще тяжелее. Я понимаю Олега, понимаю, почему он так поступил, когда  объявили о наборе добровольцев. Почему, когда понадобилось встать на защиту конституционного порядка, он сделал шаг вперед. Мне в свое время тоже пришлось испытать это чувство и сделать шаг вперед. Когда была война Вьетнама с Китаем, я добровольцем ушел на урегулирование конфликта. Спасибо близким и родным, которые вырастили мужественного и достойного человека. Спасибо всем, кто помнит сегодня Олега и помнит о военных днях, о наших героях,  ведь только память может спасти нас от новой катастрофы и от пролития крови».

Директор школы, много лет возглавлявшая коллектив учебного заведения, Юлия Куртовна Сюзова:

– Трудно говорить, когда вручаешь ребятам аттестат, надеешься на их светлую радостную жизнь, а получаешь такие страшные и горькие известия. Он был как все: светлым, веселым ребенком. Он надеялся на хорошее будущее. Мы помним тебя, Олежка,  вы, ребята, помните тех, кто отдал свою жизнь, чтобы вы жили счастливо.

У мемориальной доски памяти Олега Немцова стоят лампадки и лежат живые цветы… Одноклассники Олега, не побывавшие на торжественной линейке, приходят в гимназию до сих пор, чтобы выразить дань памяти и уважения герою. Но главное, что отныне каждый ученик гимназии будет знать историю солдата, отдавшего свою жизнь на войне в мирное время.

Анна СУХАЯ

Фото Дмитрия и Кристины ДОЛГОПОЛОВЫХ

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.