Законы и инновационное развитие Печать
09.07.2012 11:03

Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям под руководством В.А.Черешнева провел в прошлый четверг в Дубне выездное заседание, на котором, кроме думцев,  присутствовали представители Ассоциации инновационного развития регионов (АИРР) во главе с Президентом республики Татарстан, председателем ассоциации  Р.Н.Миннихановым, федеральных министерств и ведомств, государственных институтов развития, Союза наукоградов России, фонда «Сколково» и наукоемкого бизнеса.

В таком расширенном формате шло обсуждение законодательного обеспечения  функционирования территорий инновационного развития, а также нового законопроекта, внесенного в Думу Президентом России в июне.
Но прежде чем участники выездного заседания сели за обсуждение намеченных вопросов в Конгресс-центре ОЭЗ «Дубна», они посетили лабораторию физики высоких энергий ОИЯИ, где реализуется проект по созданию ускорительного комплекса тяжелых ионов NICA, побывали на НПК «Бета», где готовится к запуску ускоритель, с помощью которого в будущем году предприятие начнет выпускать  современную медицинскую технику для каскадного плазмафереза.
Главное – найти спрос
Пока гости знакомились с производственным комплексом, мы попросили исполнительного директора АИРР И.М. Бортника обозначить свою позицию, чего не достает в законодательном поле, почему возникла необходимость что-то менять в правовой базе.
«Во-первых, - сказал он, - законов, действительно, не хватает, а те, что есть, нуждаются в совершенствовании. Сейчас принята программа «Стратегия инновационного развития территорий», которая разработана Минэкономразвития и общественностью. Буквально на днях принята программа развития инновационных кластеров, один из них, кстати, в Дубне.
Но чтобы это заработало, нужна законодательная база, нужно, прежде всего, определиться, что такое инновационная деятельность, инновационный продукт. Как прописать в законе все, что связано с закупками инновационной продукции. Надо разбираться с законодательством об интеллектуальной собственности, надо смотреть, как законодательство стимулирует (поощряет или наказывает) за выпуск инновационной продукции.
Президент поставил задачу создать к 20-му году 25 миллионов высокотехнологичных высокооплачиваемых рабочих мест. Задача должна быть подтверждена рынком высокотехнологичной продукции, что мы здесь (в Дубне) сейчас видим. Но главный вопрос, который надо решать, это формирование спроса на инновационный продукт. Относится это и к городу, и к ОИЯИ, который выдает хорошие разработки, но они  должны найти спрос.
У нас, я бы сказал, низкий для нашего научного потенциала, для наших возможностей рождать научную инновационную продукцию, спрос. Предпринимаются меры, запущена программа с государственным участием, там большие деньги заложены. Но пока все экономические инструменты не задействованы.
Нам нужен наш, российский спрос, который за рубежом не купишь. Это основная проблема», - заключил исполнительный директор АИРР.
Поправки в сто один закон
Председатель комитета по науке и наукоемким технологиям академик РАН В.А.Черешнев, открывая заседание в Конгресс-центре ОЭЗ, отметил: «Обсуждаемая тема весьма актуальна в свете недавних выступлений президента, председателя правительства, что с инновациями в практическом плане пока не очень получается. Разрабатывается целостный закон о государственной инновационной деятельности, но два года назад через наш комитет проходил закон об инновационном центре «Сколково», о Курчатовском центре.
Чтобы заработал закон о Сколково, пришлось внести поправки в 101 закон, по сути,  это все, что нужно для инноваций, но у минфина другая точка зрения: на преференции, которые требуются в масштабах страны, никаких средств не хватит. Ищем возможные варианты, чтобы система заработала, а поправки максимально помогли бы облегчить эту деятельность».
Проблема с «дешевыми деньгами»
Депутат Государственной Думы, зампред Комитета по науке и наукоемким технологиям В.М.Кононов подчеркнул, что Дубна может стать одним из полюсов роста инновационной экономики страны. Однако он считает, что ИЦ «Сколково» и наукограды – разного поля ягоды. «Я – за Сколково (это революционный проект), но нельзя забывать о наукоградах, которые существуют более полувека, и теперешнего бюджета инновационного центра им хватило бы лет на 200… Все-таки необходимо помнить, что наука – не бедный родственник», – заметил Владимир Михайлович.    Среди причин, которые мешают развиваться инновационной деятельности в стране, В.М.Кононов назвал низкий спрос на инновационную продукцию, недостаток квалифицированных специалистов, а у предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, отсутствие доступа к так называемым дешевым деньгам – низкой  стоимости  займов, вызванной определенной денежной политикой и ослаблением ограничений, удешевлению банковского кредита.
Контракт жизненного цикла
Председатель законодательной думы Томской области, руководитель комитета по законодательству АИРР О.В. Козловская считает, как и В.М.Кононов, главными приоритетами в продвижении инноваций формирование спроса на них, ликвидацию правовых барьеров на их пути и разработку мест стимулирования субъектов инновационного развития.
«Ключевой инструмент по формированию спроса на инновацию  – это  контракт жизненного цикла. Такой механизм формирования цены при высокой стоимости приобретения продукции (инновационный продукт стоит дорого) обеспечит значительную экономию при эксплуатации, – сказала она. – Для особой группы приоритетных закупок предлагаем установить специальную процедуру закупки, в том числе расширить практику технологического аудита, чтобы обеспечить препоны для устаревшей продукции.
По ликвидации правовых барьеров. Может, несколько неожиданное предложение, ассоциация берется за предложения по оптимизации законов и льгот, создание реестра, который может стать своеобразным инновационным лифтом для всех участников от старт-апов до крупных компаний».
Кстати, кроме качественных кадров, мощного университетского комплекса, который производит их постоянно, инновационной инфраструктуры, Оксана Витальевна считает, что для успешной инновационной деятельности важен и высокотехнологичный успешный бизнес (нужны герои, без них никто двигаться в этом направлении не будет) и еще один фактор – городская среда, качество жизни.
Предложенные поправки учтут
Выступления участников заседания, в которых прозвучал и предметный анализ опыта работы по формированию и развитию инновационных территорий, и связанные с этим проблемы, завершились внесением предложений по совершенствованию законодательного обеспечения такого рода деятельности.
Если изменения в закон о статусе наукоградов Дума примет, то российские города будут получать этот статус сроком на 10 лет, его подтверждение будет зависеть от того, насколько их деятельность соответствует критериям присвоения наукоградского статуса. Предполагается, что он будет присуждаться под конкретные наукоемкие проекты.
Законопроект федерального закона «О Фонде перспективных исследований», о котором говорил в своем выступлении на выездном заседании первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов, было решено рекомендовать вынести на первое чтение в Госдуме, которое состоится в начале июля.

Татьяна Крюкова